Развитие сети детских дошкольных учреждений в Туве связано с приездом в 1928 г. медико-санитарной экспедиции Наркомздрава РСФСР [1, с. 250]. В связи этим в Туве была организована новая служба здоровья – охрана материнства и младенчества (детства), пропагандировавшая идею охраны здоровья ребенка. Одной из функций охраны материнства и младенчества стало открытие дошкольных учреждений. В ее состав входили представители женских и других общественных организаций, заинтересованных министерств и ведомств. Для популяризации идей охраны материнства и младенчества проводилась большая организаторская и разъяснительная беседа среди населения. Была проведена работа по открытию первого детского дошкольного учреждения. Объяснялось, что детские ясли — это целенаправленное воспитание детей, охрана их здоровья, гарантия полноценного развития [2, с. 29]. Учитывая еще весьма ограниченные бюджетные возможности государства, комиссия организовала мобилизацию средств населения, которые были направлены на строительство детских дошкольных учреждений и других объектов здравоохранения [3, с. 66].
В 1932 г., после создания первых показательных яслей в Кызыле, в столице республики и других населенных пунктах были открыты 18 летних яслей, через год – 25. Кроме летних, в 1932 г. были открыты сезонные ясли в Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Пий-Хемском и Тес-Хемском хошунах. Они работали с весны до октября что, естественно, расширяло возможность женщин участвовать в общественном производстве [3, с.67].
22 июня 1941 г. Германия без объявления войны вторглась на территорию Советского Союза. В этот день в суверенной Тувинской Народной Республике экстренно созвали заседание Политбюро Центрального комитета Тувинской Народно-революционной партии. Было принято решение в вечером начать работу Х Великого Хурала (съезда) Тувинской Народной Республики [4, с. 107].
Х Великий Хурал, заслушав заявление Правительства Тувинской Народной Республики о начале Великой Отечественной войны Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков, единодушно принял Декларацию в которой так сказано: «Тувинский народ… не щадя своей жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним» [5, с. 374].
В 1940-е годы в детских дошкольных учреждениях были введены ночные группы в связи с переходом экономики на военный лад [3, с.68]. Это было связано тем, что в годы Великой Отечественной войны женщины Тувы, как и в СССР, заменили на производстве своих мужей и братьев, ушедших на фронт.
22 апреля 1942 г. в газете «Тувинская правда» была опубликована небольшая статья «Организация яслей – дело оборонного значения» [6]. В ней советник Минздрава М. Хайкин предложил открывать ясли рядом с предприятиями, которые, в первую очередь, были необходимы для кормящих матерей. Тем самым способствовать большому притоку женщин в производство. Через несколько дней в средствах массовых информациях была опубликована рекомендация, направленная, прежде всего, организаторам детских дошкольных учреждений. По совету М. Хайкина, для создания яслей необходимо следующее: выяснить в хошууне, поселке или колхозе общее количество детей дошкольного возраста, подобрать помещение и соответствующий инвентарь, провести обязательный медицинский осмотр детей. Создать штат работников (воспитателей, нянь, поваров и др.), прошедшие краткосрочные курсы. В результате были учреждены ясли в Чадане, пос. Грязнухе, кроме того, велась подготовительная работа к открытию дошкольных учреждений: в Эрбеке, Уюке, Туране и Сарыг-Сепе [7]. В1940-е г. в основном проводились занятия, связанные с военной тематикой. Дети делали танки, пулеметы, рисовали воинов Красной Армии [8].
Заметим, что за 1943 г. по деятельности Кызылских детских дошкольных учреждений имеются противоречивые сведения. Так, по данным архивных источников, в 1943 г. в г. Кызыле произошла реструктуризация сети дошкольных учреждений. Она стала результатом проверки комиссии, принимавших детей в детские ясли и детсады, выявившая ряд недостатков в сети детских дошкольных учреждений в городе. Среди них: неудобное месторасположение дошкольных учреждений, несоответствие воспитательной деятельности кадров с программой дошкольного образования РСФСР и т.д. [9, л.3]. Так, одним из решений комиссии стало открытие возрастных групп, которые положительно сыграли на психологическое и физическое развитие детей. В свою очередь, реструктуризация дошкольных учреждений в городе показала себя негативной стороной, повлиявшая на сокращение штата. Однако, в статьях О. Лопсана-Кендена и М.Хайкина имеются другие факты. Если в 1941 г. в Кызыле были ясли на 60 мест [10, с.88], то к 1942 г. только в одном Кызыле функционировало четыре детских учреждений дошкольного типа на 220 мест [11,с.112]. Через год — 5 стационарных яслей, в которых находились 278 детей и детская площадка на 130 детей [10, с.88].
Таким образом, сеть дошкольных учреждений в 1943 г. увеличилась.
Одним из источников изучения детских дошкольных учреждений в период ТНР являются черно-белые фотографии В.П. Ермолаева — первого директора Национального музея Республики Тыва. Рассматривая черно-белые композиции на фотографиях необходимо отметить в них свой особенный колорит и атмосферу времени:
- Дети аратов перешедших в колхоз. Черби.1942 г.
- Детский садик в поле поселка Черби.1942 г.
- На прогулке. Детский садик в госхозе Арыг-Узуу. 1944 г.
- Тувинские дети в яслях. Кызыл. 1944 г.
- Детская столовая в госхозе 25 лет РККА. Арыг-Узуу. 1944 г.
- Няньки. Детский садик в Торгалыге.1945 г.
Список использованной литературы:
1. История Тувы: В 3 т. [Под общ. ред. В.А. Ламина]. Новосибирск, 2007.Т.2. 430 с.
2. Молодежь Тувы. Социальный портрет /Анайбан З.В., Золототрубов В.С., Кочергин В.А. В.А. и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1988. 194 с.
3. Забелина Г.А. Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине ХХ века. – Кызыл, 2010. 120 с.
4. Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 6:Танну-Тувинская Народная Республика (1921-1944) / состав. С.К. Шойгу. – М.: Слово, 2014. – 584 с.
5. История Тувы: В 3 т. – Т. II / Под. общ. ред. В.А. Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007. – 430 с.
6. Хайкин М. Организация яслей – дело оборонного значения //Тувинская правда. – 1942 – 22 апреля.
7. Хайкин М. Как организовать и оборудовать ясли. //Тувинская правда. – 1942. – 26 апреля.
8. Суслопарова А. Забота о детях фронтовиков //Тувинская правда. – 1943. – 28 марта.
9. ГА РТ Ф.140. Оп.1. Д. 52. Л.3.
10. Лопсан-Кенден О. Культурное строительство в ТНР //Под знаменем Ленина-Сталина. 1943 г. № 4. С.84-90. Фонд редких книг Национального музея Республики Тыва
11. Хайкин М. Из истории научной медицины в ТНР //Под знаменем Ленина-Сталина С. 112. Фонд «Редких книг» Национального музея Республики Тыва.
Дыртык-оол М.О., методист отдела истории и этнографии НМРТ