Благодаря настойчивой инициативе членов партийной организации при правительстве ТНР был решен вопрос о создании музея. 13 мая 1929 года состоялось заседание Политбюро ЦК ТНРП, где присутствовали члены тувинского правительства и консульства СССР. На повестке дня стоял один вопрос: создание краеведческого музея тувинского народа. При единогласном решении директором был назначен В.П. Ермолаев. Были созданы две комиссии, которые должны были заниматься организаторскими и финансовыми вопросами.
Сначала Тувинский музей функционировал при Министерстве внутренних дел ТНР, занимавшийся вопросами культуры, просвещения и здравоохранения. Руководством МВД В.П. Ермолаеву, как имевшему опыт музейной работы, была предложена командировка в Москву и Ленинград для установления связи с научными учреждениями СССР, прежде всего с Академией наук и ее музеями. 27 мая 1929 года в исполкоме РСТК в Туве Ермолаеву выдается командировочное удостоверение за №1061 о том, что тот «действительно выезжает в пределы СССР по музейным делам».
Находившийся при консульстве СССР в Кызыле представитель Всесоюзного общества культурной связи с зарубежными странами (ВОКС) Шилин обратился в правление, что находилось в Москве, с просьбой оказать содействие Ермолаеву в выполнении порученного дела, тем самым помочь правительству ТНР в создании музея. Правление в свою очередь обратилось в Академию наук СССР, во многие музеи и выставочные комитеты. В письмах была выражена просьба принять участие в комплектовании фондов для будущего музея в Туве. Сохранились копии писем в Исторический музей, Ботанический сад, издательство «Новая деревня». Так, член бюро правления ВОКСа Л.К. Брагинский и заведующий отделом выставок А.Кинунов писали, что «правительство дружественной нам Танну-Тувинской Народной Республики организовало в городе Кызыле государственный музей, в котором имеются три отдела: местный, то есть краеведческий, революции и общеобразовательный. Отдел революции и общеобразовательный включают книги, плакаты, диаграммы, картограммы, фотоснимки и прочие экспонаты. Этот музей в условиях культурной отсталости страны, обладающей ограниченным количеством школ, призван сыграть крупнейшую культурную роль».
Культурные и научные учреждения СССР предоставили Тувинскому музею издаваемые ими книги, плакаты и другие материалы, характеризующие культурную, экономическую и общественную жизнь СССР и других стран. ВОКС брало на себя все расходы по пересылке экспонатов.
В течение пяти месяцев В.П. Ермолаев посетил музеи, выставки, научные лаборатории, кабинеты ученых. Он встречался с такими крупными учеными, как академик, минеролог А.Ч. Ферсман, палеонтолог М.В. Павлова, академик-востоковед С.Ф. Ольденбург и др. Позже В.П. Ермолаев вспоминал: «…для многих Тува представлялась кусочком Центральной Азии, о которой можно было узнать только из сугубо специальной литературы, очень и очень ограниченной и разбросанной по времени девятнадцатого и начала двадцатого столетия… Приходилось объяснять, как жил народ при нойонах и феодалах, чем люди питаются и т.д. После таких бесед некоторые считали себя первооткрывателями Тувы».
В 1930 году возникла необходимость в создании отдельного министерства по культурным делам. В этом же году создано первое научное учреждение – Ученый комитет Тувинской Народной Республики (или учком), который функционировал при Малом Хурале трудящихся ТНР под председательством министра культуры. В ведении Ученого комитета находились Комитет государственной письменности, Тувинское государственное издательство, библиотека и краеведческий музей. Ученый комитет проделал значительную работу по сбору архивных материалов и экспонатов для краеведческого музея. Так, в августе 1930 года на заседании его Президиума под председательством С.К. Тока было принято постановление по важным пунктам, а именно о постановке на учет музейных материалов, об организации сбора местного краеведческого материала и предметов культа закрытых буддийских монастырей, о сборе материалов музейного значения, имеющихся в хошунных и сумонных управлениях с целью предотвращения раздачи их частным лицам.
В.П. Ермолаев назначен заведующим музеем с окладом 120 рублей в месяц согласно приказу №61 от 14 октября 1930 г. В штате музея числилась одна единица, выполнявшая должности руководителя, экспозиционера и сторожа.
Под музей было выделено небольшое деревянное помещение общей площадью 34 кв. м. по улице Комсомольской, где в настоящее время размещается частный магазин. В первоначальном виде экспозиция музея, созданная под руководством В.П. Ермолаева, представляла собой демонстрацию коллекций общеобразовательного характера. Музейными оборудованиями служили подручные материалы, в основном это ящики, в которых были привезены экспонаты из Советского Союза, оклеенные «для красоты» упаковочными бумагами. Техническая работа была выполнена школьниками-краеведами. Выделенное помещение не было приспособлено для размещения экспозиции: маленькая площадь, низкий потолок не позволяли разместить все материалы. Однако смекалка и находчивость активистов помогли выйти из трудного положения. Так, экспозиционная площадь была расширена за счет пола, которую краеведы опустили на метр. Школьники Б. Щербаков, Ф. Пешкин, Тогус, Биче-оол и другие «сделали сами диораму, где поместили чучела птиц и животных. Они гордились своей работой и очень беспокоились за сохранность экспонатов, поэтому повсюду понаклеили таблички с предупреждениями «хол тээп болбас» (руками не трогать)».
Официальное открытие музея состоялось в августе 1930 года. Этот год знаменателен еще одним событием в культурной жизни республики – созданием тувинской национальной письменности. На открытии музея присутствовали члены правительства и представители общественности Тувы. Были приглашены члены комиссии по созданию тувинской письменности профессор Л.Д. Покровский и А.А. Пальмбах и другие.
Возникновение и открытие музея в Туве явилось очень важным историческим событием в культурной жизни Кызыла и всей республики. С первого дня открытия нового музея в республике жители столицы и хошунов стали посещать музей, чтобы пополнить свои знания о родном крае.
Однако музей больше походил на кунсткамеру. Отсутствие полных коллекций о тувинском народе, их фрагментарность были обусловлены отсутствием планомерного комплектования фондов в первые годы существования музея. Но, учитывая то, что музей находился на стадии становления, объективно эта работа имела положительные стороны музейного дела в Туве. Поэтому в основу дальнейшего развития музея был положен сбор памятников истории, культуры и природы. Основное назначение первой музейной экспозиции – «возбудить у населения интерес к музейному делу, к изучению родного края». В отделе природы экспонировались образцы полезных ископаемых, переданные Минералогическим музеем Ленинграда, показаны чучела животных, в том числе морских, птиц, также переданные Зоологическим музеем Москвы, эти материалы вызвали наибольший интерес у тувинских аратов.
Важным событием в культурной жизни республики стало открытие художественной выставки картин в Кызыле, подаренных советскими музеями. Это картины «Портрет Екатерины II» Рокотова, «Портрет Фердинанта – Эрцгерцога Австрийского», «Леопарды» немецкая школа XVII в., «Схватка турок со шведами» французская школа XVII в., «Птичий двор» Грейфа, «Внутри храма» Невса, «Солдат на родине» Беланже, «Собака Террос» Шнабе, «Выход Букентавры» и др. В начале 1930-х гг. тувинские араты впервые познакомились в музее с шедеврами русских и западноевропейских художников XVII-XIX вв. как с живописными произведениями. Эта выставка картин сыграла большую роль в становлении своих профессиональных художников в республике.
В 1933 году в штате музея было три должности: заведующий, технический сотрудник-лаборант и ученик.
Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории НМ РТ