Христианство в искусстве

Христианство в искусстве

Русское слово «икона» происходит от греческого «ейкон» (εικών ), что значит «образ» или «портрет». И́конопись (от икона и писа́ть) – иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле – создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

В римских катакомбах со II-IV веков сохранились произведения христианского искусства – росписи стен, носящие символический, либо повествовательный характер, в которых можно видеть самые ранние приме-ры христианской иконографии.

История русского народа и его традиционная культура неразрывно связаны с историей православной церкви.

Христианство, распространяя свое влияние на обширную территорию России, в начале XVII в. постепенно проникает в Сибирь: сначала вместе с раскольниками-староверами, а потом с крестьянами-переселенцами.
На территории Тувы первая православная церковь была построена в 1911 г. в Туране и просуществовала ровно 50 лет. В 1961 г. в связи с усилением антирелигиозной компании Коммунистической партии и правительства она закрывается, а ее имущество конфискуется в пользу государства и передается в фонды Тувинского музея. Атрибуты данной право-славной церкви выставлялись несколько раз в музее.
На втором этаже Национального музея, в зале №8 экспонируется по-стоянная выставка «Православие».

В центральной части зала в диораме представлены предметы: крест с изображением распятого Христа «Златое древо жизни вечной», Хоругвь, которые носят при шествиях – крестных ходах в честь христианских праздников. Крестный ход – христианский обряд, шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения (Причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни). Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в ал-таре. Само слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник. Представлены некоторые предметы алтаря.
В фонде «Религиозно культовые предметы» Национального музея РТ хранятся более 10 единиц икон.

На сегодняшний день, мы хотим рассказать вам об иконе Иисуса Христа, Кирилла и Мефодия постоянной экспозиции.
Глубоко верующему христианину изображения Господа, Богородицы и святых на иконах были близки, это часть его духовной и обыденной жизни. Святые – помощники и соратники в крестьянском труде, в семей-ных заботах и радостях. Икона в доме давала человеку чувство защищенности.

Перед святыми образами давали обеты, например, соблюдать ка-кое-то время более суровый пост, полностью отказаться от мясной пищи, от спиртного, совершить паломничество к святыням, пожертвовать что-либо в пользу монастыря, храма или просто бедных.

Икона Иисуса Христа в христианско-мифологической системе Богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту Божествен-ной природы – как бог-сын. Эта икона одна из самых дорогих и боготворимых среди христианских святынь. Икон Господа Иисуса существует огромное множество. Многие божественные образы со святым изображением обладают целебными свойствами. Спаситель изображается с крeстчaтым нимбом на голове. Этот нимб является символом Божественно-го света, который Господь показал своим последователям на холме Фaвoр. Путем изображения такого символа обозначается две сущности Иисуса Христа – Небесное естество и земное, людское.

Представленная икона Кирилл и Мефодий (братья Солунские), сла-вянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества – Констан-тин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Визан-тии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения бого-служения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Мефодий изображен слева. Кирилл держит свиток с кириллицей, названной в его честь.

К Мефодию и Кириллу обращаются с молитвами люди, связанные со знаниями и информацией – учителя, студенты, преподаватели. Кирилл даже когда-то преподавал и произносил речи перед язычниками, не испытывая страха.

Молясь перед иконой просят о красноречии и мудрости. Но молитва должна идти от сердца и не приносить никому зла. Перед ликом святых мужей молятся о прибавлении ума, успешной сдаче экзаменов.
Православные христиане обращаются к образу за помощью в ведении собственного дела, просят вразумить своих детей, чтобы те преуспевали в обучении. Возносят молитвы святым для быстрого приобретения новых навыков, знаний, профессии. Икона помогает защититься от лженаук и ереси, которая противостоит православной вере.

Нан-Хоо Я., методист отдела культуры, искусства и религии НМ РТ