Об одном образце косторезного искусства скифского времени Тувы

Об одном образце косторезного искусства скифского времени Тувы

Скифское время особо известно своим неповторимым декоративно-прикладным искусством, где находки, зачастую, стилизованы в так называемом зверином стиле. Представлены они артефактами из различных материалов: золото, бронза, дерево и др. Наиболее широкому кругу людей хорошо известны предметы из золота и бронзы. Но особое значение имеют также находки из кости, которые стилизованы в зверином стиле не хуже артефактов из других материалов. В настоящем посте пойдет речь о находке костяной пряжки из кургана 23а могильника Бош-Даг. Памятник был раскопан экспедицией в 1964 году Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории под руководством М. Х. Маннай-оола.

Находка представляет собой роговую пластину (см. фото). Имеется два отверстия для пропускания ремешков, овальный формы. Они расположены перпендикулярно основной оси изделия: одна за другой, верхняя больше нижней. На поверхности лицевой стороны-изображения животных в зверином стиле, здесь различается головы трех животных.
Первый персонаж – это голова хищной птицы, ушастого орла. Глаза хищной птицы семечковидной формы, которые оконтурены дуговидными резными линиями. За глазом расположено ухо, которое показано в виде завитка, направленного в вверх к глазу. Внешний край уха, с правой стороны, срезан. Отдельно от этой детали, такой же как ухо зверя, завиток, который, в отличие от первой детали, ориентирован вниз. Клюв животного изогнут, выпуклостью трактована восковица и запятовидный завиток внутри, который, вероятно, показывал открытый клюв животного.
Вторым персонажем является голова, по-видимому, кабана. Он расположен внизу от головы хищной птицы, с левой стороны от верхнего отверстия для пропускания ремешка. Персонаж направлен мордой вверх к ушастому орлу. Морда животного длинная с косо поставленным носом, в верхней челюсти имеется выступающий перпендикулярно носу клык. Нижняя челюсть древним художником не показан, здесь она сливается с отверстием для пропускания ремешков. Глазница хищника полукруглая внутри него показан глаз, который имеет овальную форму, четко различается зрачок, оконтуренный валиком. За глазницами — ухо кабана овальной формы, где небольшим углублением такой же формы показана ушная раковина. За ней имеется мощная шея в виде трапециевидного утолщения. Отдельно небольшой выпуклостью показана щека животного.
Третьим персонажем является голова горного козла. Она расположена на месте между верхним и нижним отверстиями для пропускания ремешка, в правую сторону от головы кабана, за его щекой и ухом. Голова козла ориентирована вниз от головы ушастого орла. Голова животного небольшая, где трактован нос, на конце которого имеется ноздря в виде небольшого овального углубления, а к верху от него приоткрытой рот с губой. Лоб козла покатый. Глаз показан в виде овала, с оконтуренной канавкой век. Рог персонажа выступает из верхней части головы в виде неправильного треугольника, с загнутым концом, внутри которого мастером показаны годовые перемычки. Ухо козла выступает с правой стороны от головы. Имеет форму неправильного треугольника, внутри углубление ушной раковины. На оборотной стороне пряжки имеется незаконченная фигура головы хищной птицы, резьбой показаны клюв, глаза и завиток уха.
В целом, показанный древним мастером изображение из трех голов животных, не имеет, на первый взгляд, четкого сюжета. Однако, по представлениям древних кочевников предмет имел, безусловно, смысловую нагрузку. В определенной мере круговая трактовка персонажей может объясняться мифологемой жизненного цикла, который отражается почти во всех предметах звериного стиля. В археологической литературе для раннескифского времени такие изображения, когда животные расположены вокруг центрального персонажа (в данном случае ушастого орла или грифона), именуется «загадочными картинками», выявленный А. Д. Грачом еще в 1980 году. Но следует понимать, что рассматриваемая здесь находка и комплекс датируется скифским временем, в рамках V-IV вв. до н. э. Соответственно, настоящий предмет характеризует, видимо, позднюю традицию загадочных картинок.
Монгуш К.М. с.н.с. отдела археологии НМ РТ