С 1930-х гг. в Туве начинает бурно развиваться образование, охватывая все большие слои населения. Основным звеном в системе народного образования являлась школа, охватывающая детей в возрасте от 8 до 17 лет. В Тувинской Народной Республике (ТНР) существовали следующие типы школ: школы-интернаты, школы приходящего ученичества и летние школы. Школы-интернаты и летние школы создавались с учетом кочевого образа жизни населения республики. И если летние школы просуществовали только до 1939 года, то школы-интернаты для многих детей стали единственной возможностью получить образование.
Школы-интернаты открывались в хошунах и сумонах. Сумонные школы-интернаты имели двухгодичный курс обучения и готовили учеников для поступления в третий класс хошунных школ. Учащиеся сумонных школ содержались в интернатах за счет родителей. Хошунная школа-интернат была четырехклассной. Здесь воспитанники находились на государственном обеспечении. С 1930 по 1944 гг. количество школ-интернатов в Туве увеличилось с 7 до 84.
С вхождением Тувы в состав СССР в 1944 году главной задачей системы образования стало осуществление всеобщего обучения. В 1945 г. решением Совнаркома РСФСР дети животноводов, обучающиеся в школах, были приняты на полное государственное обеспечение. Поступая в школу-интернат, ученик получал необходимые канцелярию и учебники, обмундирование и постельные принадлежности. Интернаты были разделены на три группы, в зависимости от государственного обеспечения: интернаты при средних школах с полным содержанием за счет государства; интернаты при школах районных центров с полным содержанием, но без обмундирования учащихся; интернаты при школах сумонных центров, с содержанием обслуживающего персонала, хозяйственных расходов, оборудованием и постельными принадлежностями. Одной из главных проблем школьных интернатов области являлось санитарно-гигиеническое состояние зданий. Стоит отметить, что многие интернаты строились еще период ТНР без каких-либо проектов и типовых чертежей. Состояние многих зданий было плачевное: окна оставались незастекленными, крыши отсутствовали, стены не штукатурены. Ремонт проходил крайне медленно по причине нехватки рабочей силы и стройматериалов.
Ситуацию усугубляли постоянные перебои с топливом в начале каждого нового отопительного сезона. Теплых вещей и одеял не хватало, а в питании нередко происходили перебои. Все это приводило к болезням детей, и, как следствие, их уходом в свои хозяйства. Некоторые воспитанники, тоскуя по дому, и не в силах привыкнуть к новому распорядку, вовсе уходили без уважительной причины. Учителям и воспитателям приходилось буквально бросаться вдогонку за учеником, а затем долго убеждать родителей и ребенка вернуться обратно, чтобы продолжить образование.
При таком раскладе введение закона о всеобщем обязательном обучении было затруднено. Сохранение контингента учащихся стало главной задачей для каждого учителя и руководителя школы, и за каждый случай отсева устанавливалась персональная ответственность. Благодаря первым неравнодушным педагогам, «боровшегося» за каждого ученика, в 1948 г. всеобщее обязательное начальное обучение было введено на территории 5 районов (Улуг-Хемский, Тандинский, Каа-Хемский, Кызылский, Пий-Хемский). Активное школьное строительство, в том числе силами населения, позволило в 1951 году принять решение «О всеобщем обязательном семилетнем обучении». Таким образом, первые школы-интернаты позволили детям в условиях кочевой жизни получать образование, а на территории Тувы началось поэтапное осуществление всеобщего обязательного обучения.
Список использованных источников и литературы:
1. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953.
2. Национальный архив Республики Тыва. Ф 79.Оп.1. ДД.180, 181, 185, 202,231, 244, 249, 271, 280.
3. Фотографии из коллекции В.П. Ермолаева из фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ.
Тулуш С.С., отдел истории НМ РТ