Центральным звеном выставки является 36 священных реликвий, которые были обнаружены в одной из статуй Будды. Благодаря тибетским надписям среди находок опознаны пепел, извлеченный после кремации тела Будды; фрагмент монашеской одежды Цонкапы, основателя школы Гелугпа и автора многих классических текстов; пилюля благословенного Гуру Падмасамбхавы, одного из основателей буддизма в Тибете. Фрагмент кости и волос Наропы, выдающегося учёного и мастера медитации; кусочек одежды Богдо-Гэгэна VIII (1869–1924), главы буддийской сангхи Монголии; освященные зерно и частицы сандалового дерева.
По словам камбы-ламы Тувы Лопсана Чамзы, священные реликвии Будды Шакьямуни и великих учителей сквозь время и историю прибыли в Туву из Индии через Тибет. Это аналогично прибытию просветленных существ — Будд и Бодхисаттв, которые неустанно заботятся о благе всех живых существ, даруют нам свое благословение через священные реликвии. Так, просветленные существа продолжают трудиться во благо и после того, как они оставили этот мир. По мнению священнослужителей, это знак свыше, говорящий о великих грядущих положительных переменах в нашей жизни.
На этой выставке кызылчане и гости столицы имеют уникальную возможность увидеть буддийскую живопись тувинских мастеров, датированные концом 19 — начало 20 вв. На выставке представлены изображения Будды Шакьямуни, Зеленый Тары, которая является, по словам великих лам, покровительницей территории Тувы.
Буддийская популярная мифология связывает праздник Шагаа с именем богини Палдан Лхамо. Согласно легенде, она каждый год спускается на землю, чтобы спасти солнце, которое проглотил владыка ада Яма. Палдан Лхамо побеждает его и его слуг — мангусов. Спасает солнце, оно согревает своим теплом землю, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов.
Сумба Р.П., с.н.с. НМ РТ