Дорогие друзья! Опубликован новый номер журнала «Новые исследования Тувы» № 1 2021 года (https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/49), в котором есть статьи шести сотрудников Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.
Номер содержит материалы специального выпуска по теме «Скифское наследие в современной тувинской культуре». Ответственными редакторами номера выступили: Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич, доктор филологических наук, директор Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва; Килуновская Марина Евгеньевна, кандидат исторических наук, Институт истории материальной культуры РАН.
В статье «Золотой зал» Национального музея Тувы как культурное явление», авторами которой являются Ш. Х. Монгуш, старший научный сотрудник отдела археологии, М. А. Монгуш, заведующий филиалом «Долина царей», показаны история становления и особенности содержания центральной экспозиции Национального музея Республики Тыва — золотой коллекции Аржан-2, которая имеет значительное влияние на культурную жизнь Тувы, а также на внешние культурные связи республики. В целом, сама по себе данная выставка уже стала значительным явлением, может называться культурным брендом, «визитной карточкой» Тувы. Поэтому ее изучение важно для исследований культурологии, антропологии, социологии и даже политологии Тувы.
В статье «Скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы», авторами которой являются Ж. Э. Айжы, старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии и Я. А. Нан-Хоо, научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии рассмотрены наиболее распространенные ювелирные изделия тувинцев — мастеров рубежа XIX–XX вв. (серьги, перстни, фигурные поясные бляхи, накосные украшения), которые хранятся и экспонируются в Национальном музее Республики Тыва (1131 единиц украшений). Сделан вывод, что преемственность с искусством эпохи ранних кочевников прослеживается мало: сохранились трансформированный под растительный узор зооморфный орнамент (кошкар мыйызы) и растительный мотив (чечектеп) в виде много лепестковой цветочной розетки, берущие свои истоки в искусстве древних скифов.
Авторы статьи «Тамгопользование в культуре тувинцев: древность, традиционность и современность» Ч. Г. Ондар, учёный секретарь Национального музея и С.Л. Бырыннай, хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов отметили некоторую устойчивость форм тамговых знаков, почти все базовые традиционные тувинские тамги имеют аналогии со скифскими.
В целом нужно отметить, что интерпретация скифского наследия является одной из приоритетных задач научного направления Национального музея Республики Тыва.