В Туве охота издавна являлась неотделимой составляющей в жизни каждого мужчины. Хозяйственное значение охоты было велико из-за ее распространенности во все сезоны года и разнообразия получаемой добычи. Продукты охоты значительно поддерживали повседневное питание и увеличивали зимние запасы. Шкуры и мех шли на изготовление всевозможной домашней утвари и одежды. Пушнину использовали для уплаты налогов и обмена.
Помимо традиционных видов оружия охотники использовали самоловные средства. По отношению к самоловным средствам у тувинцев существовала поговорка: «Сколько приемов лова придумал человек, столько уловок знает зверь, чтобы их избежать». Этот вид охоты требовал присутствия большого опыта, наблюдательности и терпения, поэтому его в основном практиковали пожилые люди — опытные охотники.
Вплоть до конца ХIХ века основным и наиболее распространенным самоловным орудием был самострел ая. С ним можно было охотиться практически на всех зверей, встречающихся в тайге, от соболя до лося. Некоторых животных, как например, рысь, тувинцы в конце ХIХ – начале ХХ вв. били исключительно самострелами. Многие пожилые охотники имели несколько десятков самострелов.
Самострел состоял из деревянного ложа хырык, в передней части которого укреплялось луковище ая. В верхней части ложа был сделан паз (ковул). Тетиву кириш, свитую из кожаного ремня, устанавливали на волосяном курке эргектээш при помощи волосяной петли-взвода мунгаштааш. К петле была привязана длинная, свитая из конского волоса нить сээн, которая перегораживала путь зверю: задев ее, он спускал стрелу. Самострелы были разных размеров — длина ложа могла колебаться от 45 до 75 см., в зависимости от вида животного на которого велась охота.
С самострелом охотились только зимой по снегу, когда были хорошо видны следы. Сначала выявляли следы искомого зверя, затем, ступая параллельно им, выявляли узкое место с одним проходом. Самострел устанавливался поверх отпечатка следа, перпендикулярно тропе, и горизонтально поверхности земли, на той же высоте, куда производится прицеливание. Затем его тщательно маскировали любыми подсобными материалами: ветки, камни, коряги, снег… При установке самострела желательно было как можно меньше оставлять собственных следов.
Высота установки самострела устанавливалась таким образом, чтобы выпущенная стрела смертельно ранила животное. Поэтому высоту самострела охотники определяли в зависимости от вида животных, на которых велся промысел: на соболя — 5 см., на белку — 6 см., зайца — 20 см., лису — 30 см., волка — 40 см., косулю — 55 см. Обычно для точного прицеливания пользовались специально подготовленной палкой, на поверхности которой зарубками указывались все промеры зверей. Самострел устанавливали на трёх деревянных палочках с развилками в верхней части.
При охоте на соболя, выдру и бобра использовали наконечники стрел с боковым шипом. При охоте на речных зверей к гарпунному наконечнику привязывали длинную волосяную веревку, скрепленную с поплавком. Для охоты на рысь и росомаху применяли наконечник с развилкой, каждый зуб которого имел внутренний шип. При охоте на зайца и белку иногда применяли деревянные и костяные, чаще железные (плоские ромбовидные) наконечники, которые употребляли при охоте на копытных.
По мнению В.К. Даржа, «до настоящего времени человеком не создано орудие лова, способное соперничать с самострелом ая по доступности и простоте изготовления, конкурировать с ним в эффективности». Главный недостаток самострела — его чрезвычайная опасность для человека, прежде всего для самого хозяина. По поводу опасности, исходящей от самострела, охотники говорят: «Установленный самострел – ая, ждет своего хозяина до трех раз», высока вероятность поражения охотника стрелой из собственного самострела.
В качестве меры безопасности охотник, если по какой-то причине забыл точное место установки, приближаясь к самострелу, наносил удары по земле длинной палкой, чтобы, задев нить спускового механизма, разрядить самострел. Для безопасности также перед местом установки самострела зимой с 2-х сторон возводили конусообразные холмики из снега. Сверху в них втыкали ветку, направленную в сторону самострела.
Но даже и такие меры предосторожности редко спасали людей, по незнанию забредавших на тропу с настороженным самострелом. Поэтому он был отнесен к запрещенным орудиям лова еще в начале ХХ века.
На фото:
1. Отчет о командировке в Тоджинский район по сбору экспонатов. 1955 г. (ТРКМ. Ф.1. Оп.1/1. Ед.хр. 263-1. Л.7.)
2. Из книги С.И. Вайнштейна «Тувинцы-тоджинцы»,1961. С. 50-51 .
3. Предмет для установки самострела на определённой высоте. НМРТ. Этнография. Дерево. Металл. КП № 3209.
4. Самострел ая. НМРТ. Этнография. Ткань. Дерево. КП 4160.
5. Наконечники стрел для самострела охоты на соболя: на рысь и росомаху. НМРТ. Этнография. Ткань. Дерево. КП 2388;
Литература:
1. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. — М.: Наука, 1972.312 с.
2. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. 218 с.
3. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2008. 592 с.
4. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Издательство «Наука», 1969 – 404 с.
Тулуш С.С., отдел истории НМ РТ