Тува традиционная. История одного предмета. Багор

Тува традиционная. История одного предмета. Багор

Рыбы в озерах и реках Тувы всегда было очень много. Но по сравнению с охотой, рыболовство играло в хозяйстве большинства тувинцев незначительную роль, причём не только в степных, но даже в таежных районах. Д. Каррутерс писал: «Будучи искусными охотниками и ловельщиками зверей, урянхайцы отнюдь не рыболовы; обильные рыбные угодья, окружающие их становища, совершенно пренебрегаются и остаются неиспользуемыми туземцами кроме небольшой части племени Тойи, которая даже носит специальное наименование «озерного народа» … Обычно же урянхайцы довольствуются лишь уловом в верховьях рек и в небольших притоках такого количества рыбы, которое им необходимо для удовлетворения собственных потребностей».

Несмотря на холодное, почти равнодушное отношение к рыбе как к пищевому продукту, тувинцы владели достаточно оригинальными, хорошо продуманными и надежными приемами рыбной ловли. Одним из таких приемов являлся лов рыбы с багром (тыртпа).
Багор (тыртпа) — орудие для ловли рыбы в горных реках и озерах, в основном применялся в тех случаях, когда рыбы было очень много. Вероятно, именно обилием рыбы связано появление этого инструмента, который давал возможность «случайно» поймать рыбу за брюхо. Тыртпа от слова «тырт» — букв. «тянуть», «па» — словообразующий аффикс. Лов рыбы с багром носил название тырпалаар.

Простейший багор делали следующим образом: выбирали длинную берёзовую ветвь, вбивали у её конца один или два гвоздя, затем изгибали этот конец ветви под прямым углом к остальной ее части. Верхняя часть превращалась в рукоять, после чего ее соединяли с нижним концом ремнем или волосяной веревкой.

небольшой мелкой речки; заметив рыбу, проплывавшую под остриём багра, он резким движением поддевал ее. Багром ловили рыбу также в полыньях и лунках подо льдом.
В Западной Туве остроги и багры делали местные кузнецы; оленеводы Восточной Тувы приобретали их в обмен на пушнину у скотоводов. Кузнецы ковали специальные багры из железа с одним или двумя зубцами. Багор с двумя зубцами выглядел следующим образом. Зубец в центре был заострен, крайний короткий имел зазубрину – аткак, удерживающий зацепившуюся рыбу. Кончик третьего длинного зубца был слегка приплюснут и изогнут во внешнюю сторону, Приплюснутый конец длинного зубца забивали в шест из тальника, затем прочно фиксировали металлическими кольцами. Таким багром ловили любую рыбу от тайменя до хариуса на мелководье, перекатах, ямах.

Техника лова багром была такова: рыбак ставил багор в яму и, дождавшись, когда над его острием проплывет рыба, резким движением поддевал ее и вытаскивал из воды. Если рыбаков было двое, то второй, стоя поодаль, бил по воде палкой, как бы загоняя рыбу в яму. Нередко практиковался и другой прием. Опустив багор в воду, рыбак шел вдоль берега Н.Ф. Веселков так описывает рыбную ловлю с багром, которую он наблюдал в конце ХIХ века. «На длинный шестик прикреплялся сделанный из гвоздя крючок и урянхаец, усевшись с этой удочкой на берегу озера, опускает ее на дно на такой глубине, какая доступна длине шестика, и как только замечал, что желаемая рыба подошла, то он в этот момент ее вытаскивает, зацепив крючком».

Рыбу тувинцы употребляли только в свежем виде, впрок не готовили. Обилие рыбы и надежная техника лова позволяли отлавливать достаточное ее количество. При этом рыбу категорически запрещали губить просто так. Рыбалка при помощи багра позволяла отлавливать только крупные, единичные экземпляры рыб, сохраняя при этом молодые особи, что свидетельствовало о высокой экологичности данного приема рыбной ловли.

На фото:
1. Багор тыртпа из фондов НМРТ
2. Из книги Историческая этнография тувинцев. — М.: Наука, 1972.312 с.
3. Из книги Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2008. 592 с.
Литература.
1. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. — М.: Наука, 1972.312 с.
2. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. 218 с.
3. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2008. 592 с.

Тулуш С.С., старший научный сотрудник отдела истории НМ РТ