Территория музея, да и само здание музея, является одним из культурных центров города и республики, где горожане предпочитают отдыхать вместе с детьми. Вокруг музея расположены памятники известных скульпторов и художников Тувы, которые связаны с историей и культурой тувинского народа. Накануне проходила своеобразная экскурсия по музейной площади для ветерана музея Александры Ичиновны. Также ознакомим наших читателей и посетителей с достопримечательностями города, которые расположены вокруг Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
Здание Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ
Здание Национального музея РТ расположено на площади между улицами Титова и Чехова. Построено по проекту московского архитектора М. Бубнова, дополненное местным архитектором Фан Че Ир, белоснежное здание с вынесенными объемами экспозиционных залов имеет вид наподобие буддийского храма с позолоченной двухярусной «восточной» крышей. Здание приподнято на высоком цоколе-фундаменте, который укрыт земляной насыпью. Здание возведено в духе советского конструктивизма и архитектуры периода 1970-х гг., большие плоские поверхности основных объемов придают геометрическую гармонию и особое звучание этому монументальному сооружению.
Представленный в начале 1980-х гг. Тувинскому правительству и Обкому КПСС московским архитектором М.П. Бубновым оригинальный проект здания выглядел современно. Но это был другой архитектурный проект, специально для которого расчистили от деревянных домов целый квартал между улицами Кочетова и Ленина, Титова и Чехова. Тогда московские зодчие предложили проект грандиозного Дворца культуры профсоюзов. А постройку здания нового музея планировали начать на территории Молодежного сквера возле моста. Но позже, идея воздвижения Дворца культуры профсоюзов ушла в небытие. Лишь с середины 1990-х гг. началось строительство здания музея, но по немного измененному проекту архитектора Фан Че Ира, заменившего стеклянную пирамиду крыши (старый проект) на закрытую двухъярусную крышу восточного типа с металлическим покрытием золотистого цвета. Архитектурный ансамбль музея включает в себя современное здание музея, символизирующее юрту с традиционным обращением дверей к восходу солнца, с золотым куполом в форме пагоды, каскадный фонтан у парадной лестницы.
Перед южным фасадом здания установлена монументально-декоративная скульптура «Укротитель» (Юноша, укрощающий быка). Автор – скульптор Х. Б. Донгак.
Скульптура «Укротитель» – это декоративно-пластическое творение скульптора Хеймер-оола Донгака, органично вошедшее в пространственную среду площади, и своим богатырским величием еще больше подчеркивает монументальные формы здания музея. Его возведение, как и сооружение самого музея, происходило не так просто. Скульптура весом в семь с половиной тонн пролежала в Москве 6 лет, и только в 2003 году усилиями Сергея Шойгу и бывшего министра культуры России Ефима Швыдкого удалось доставить тяжелый груз до Абакана на самолете и далее на двух КАМАЗах привезти его в Кызыл. А до этого для возведения скульптуры потребовались одобрения архитектора Марка Бубнова, общественности и ученых.
Скульптура заказана в 1998 году Правительством РТ по проекту выпускника Санкт-Петербургской художественной академии Х.Донгака. На одной из всесоюзных выставок проект получил бронзовую медаль. Скульптуру отлили в бронзе в Москве.
Прежде чем памятник был поставлен, много раз менялся его облик: вместо быка хотели поставить коня, а кочевник должен был находиться в сидячем положении, но памятник должен был нести в себе динамичность и яркую смысловую нагрузку. По замыслу автора кочевник должен именно стоять и именно на быке, не только потому, что с самого детства его окружали сарлыки и это его излюбленная тема, но и потому, что это животное несет в себе силу и мощь. Вобравшая в себя отзвуки вековой культуры, скульптура таит современную тревожность жизни. Автор сумел передать спокойную величавость кочевника, ловкость укротителя и мощь гордого животного.
По словам Монгуш Бораховича Кенин-Лопсана, крупный рогатый скот, обитающий вокруг аала, охраняет хозяев от злых духов. Здание музея было построено с учетом расположения тувинского традиционного жилья – юрты, когда вход в нее расположен с восточной стороны на встречу восходящему солнцу, то «Укротитель», держащий в руке защитный символ – лук, день и ночь как бы охраняет музей.
Памятник М. Буяну-Бадыргы. Бронзовый памятник инициатору единения Тувы с Россией Буяны-Бадыргы. Автор – скульптор Ондар Байза Бавуужапович. Главная его идея – идея единения, консолидации общества, интернационализма. Государственный деятель изображен не величественной и грозной фигурой, а «живым» человеком в момент раздумий, немного уставшим, но спокойным, даже мудрым.
Перед открытием памятника, буддийские монахи провели обряд освящения и благословения.
Памятник основателю тувинской государственности установлен 5 сентября 2014 г. М.Буян-Бадыргы был репрессирован в 1932 году. Но память о нем продолжала жить в памяти народа. Указом Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола Буян-Бадыргы был полностью реабилитирован в июле 2007 года.
По словам Байза Ондара, эскиз памятника был сделан еще в 1990-ые годы его близким родственником, Заслуженным скульптором России Товарищтаем Чадамбаевичем Ондаром. Но он не успел осуществить задуманное. Спустя несколько лет тема строительства памятника возникла в общении Байза Ондара с Главой Тувы Шолбаном Кара-оолом. После ознакомления с эскизом решили, что он очень близок образу Буяна-Бадыргы.
О деятельности Монгуша Буян-Бадыргы (1892-1932).
Монгуш Буян-Бадыргы – крупнейший политический и государственный деятель Урянхайского края начала XX века, оказавший огромное влияние на историю тувинского народа. Являясь правителем Даа хошуна, он 26 октября 1913 года, после распада Цинской империи и обретения Тувой независимости, обратился к России за поддержкой и покровительством.
В письме на имя императора Николая II, изложив краткую историю русско-тувинских отношений, Буян-Бадыргы писал: «Ныне с упразднением в Китае Маньчжурской династии я и мой хошун остались без покровительства, а потому я и весь народ, после тщательного и продолжительного «обсуждения о создавшемся положении, единодушно решили просить Великого Цаган-Хана принять весь хошун под свою Высокую Державную Руку и покровительство. …мы, урянхи, просим ныне Великого Цаган-Хана снова принять нас, как триста лет тому назад, в состав Великой России».
Обращение Буяна-Бадыргы сыграло решающую роль в установлении в 1914 году протектората Российской империей над Урянхайским краем, заложило основы единения Тувы и России.
Огромную роль имела деятельность Буяна-Бадыргы по объединению тувинских хошунов, подготовке и проведению Всетувинского учредительного хурала, провозгласившего в августе 1921 года образование в центре Азии нового суверенного государства — Тувинской Народной Республики. Председательствуя на Всетувинском хурале, Монгуш Буян-Бадыргы принял самое активное участие в разработке и принятии Конституции молодого государства, в первом параграфе которой закреплялась дружба народа республики с народами Советской России.
Руководя Правительством ТНР, Буян-Бадыргы участвовал в разработке и принятии конституций Тувы 1923, 1924, 1926 годов.
Стела «ӨҢY». В 2015 году у Национального музея установлены стелы трем тувинским буквам. Тувинский алфавит основан на кириллице, однако в нем существуют три буквы, которые имеются в исконно тувинских словах. Это буквы Ө, Ң, Ү, которые отличают тувинский язык от остальных. В честь них и установлены три небольшие стелы высотой около 1,5 метров каждая.
Чум – традиционное жилище тувинцев-оленеводов. Имеет конусообразную форму. Остов чума образуют конически установленные по кругу ошкуренные жерди, верхние концы которых сходятся. В летнее время покрывается берестой, в зимнее время – шкурами животных.
Дворец молодежи со стеларием. Дворец молодёжи со стеларием открыт в феврале 2021 г. в канун праздника Шагаа. Он имеет многофункциональное значение. На первом этаже расположены торжественный зал бракосочетаний и cтеларий – филиал «Алдын-Дошка» Национального музея, на втором — молодежный центр, ансамбль «Саяны» и центр по развитию инновационных технологий, а также конференц-зал. Крыша здания золотистая, в виде тувинского национального головного убора.
Перед зданием установлена скульптура «Семья» молодого художника-монументалиста Белека Кужугета. Произведение представляет собой «троицу»: глава семьи отец и его супруга склонились над своим ребенком, который расположен в центре. Вся композиция говорит о значении семьи в жизни каждого человека.
Использованная литература.
1. История Тувы. – Т.2. – Новосибирск, 2007.
2. Книга Памяти. – Т.II. – Красноярск, 2005.
3. Подвиги и звезды. – Кызыл, 1967.
4. Солдаты Победы. – Кызыл, 1985.
5. Ле Пти Фьюте. /Путеводитель по Туве/ — Москва, 2003.
6. Кызыл – столица Советской Тувы. – Кызыл, 1964.
7. Маннай-оол М.Х. История родного края.- Кызыл, 1987.
8. Урояков С.Ч. Основание города Кызыла.
9. Хертек А.С. Текст. Архитектура г.Кызыла.
10. Тувинская правда. 2014, август, сентябрь.
11. Статьи «Тува онлайн» о новых памятниках г.Кызыла.
Монгуш Ч.А-С., методист отдела истории и этнографии НМ РТ