Выставка посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося камнереза Тувы Б.С. Байынды, кроме его работ в экспозиции представлены произведения детей, внука – Эрес-оола, Елизаветы и Сайын-Маадыра, живописные портреты народного мастера, документы, грамоты, дипломы, фотографии. Б.С. Байынды является родоначальником династии камнерезов Байынды.
Среди камнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанным мастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновения последующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство Байыра Сарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.
Байынды Б. С. родился 1 мая 1921 года в местечке Кызыл-Даг Улуг-Хемского кожууна ТНР в семье арата-скотовода. С детства он делал игрушки, любил вырезать из коры тополя и мягкого дерева фигурки животных, но, потеряв отца-кормильца, рано приобщается труду.
С 1936 года юный Байынды начал работать в промартели, где изготавливались народно-промысловые изделия для нужд трудящихся Тувы. Так он приобретает навыки народного творчества, изготавливает аптара (сундуки), седла, шкафы. Тут нужно было не только умение вырезать, но и применить искусное мастерство по раскраске и орнаментации этих изделий.
В последующие годы, когда Байынды работал животноводом, столяром в поселке Ак-Дуруг, он продолжал вырезать фигурки животных из дерева и чонар-даша. Эту любовь к народному искусству заметил выдающийся камнерез Монгуш Черзи, который стал его наставником в обучении секретам тувинской мелкой пластики. Совместная жизнь и работа с М. Черзи дали Б. С. Байынды огромный творческий толчок.
С 1962 года он стал постоянным участником республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. В 1965 году был принят в члены Союза художников СССР.
На выставке экспонируются первые работы Байыра Байынды начала 1960-х годов, которые выполнены из дерева (конь, бык, овца). Они статичны, здесь сказывается влияние традиционной деревянной игрушки. В других работах из агальматолита мастер придает животным определенную образность, выделяя повадки, характер конкретного зверя, украшая при этом туловище орнаментальной легкой гравировкой.
По настоянию председателя правления Союза художников Тувы С. К. Ланзы в 1965 году Монгуш Черзи и Байыр Байынды переезжают в Кызыл, где их принимают на работу камнерезами в Тувинские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. С этого времени Байыр Сарыгович стал активно и плодотворно работать над скульптурой малых форм.
В экспозиции данной выставки заметно большое количество горных баранов и козлов, грозных сарлыков с острыми рогами. Эти фигуры прекрасно смоделированы и изящно орнаментированы. Байыр Байынды, как помнят его многие художники и камнерезы, был мягким по характеру и добрым душевным человеком. Он никогда не говорил плохих слов. И как зеркальное отражение его человеческих свойств — изображаемые им животные: будь то сарлык, верблюд, сказочный конь, арзылан, горный козел, которые словно впитали с его мозолистых рук, передают его человеческое душевное тепло.
В 1972 году за создание высокохудожественных произведений из камня группе тувинских камнерезов, в том числе Б. С. Байынды, были присвоены высокие звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.
В 1970-е годы Байыр Байынды полностью посвятил свое творчество созданию лучших произведений малой пластики. Своим искусством он воздействовал и на своих детей — Эрес-оола, Елизавету, Сергея. Первые двое приняты в члены Союза художников СССР, а в начале 90-х годов Елизавете Байынды присвоено звание лауреата Государственной премии России, Эрес-оолу Байынды-звание лауреата Государственной премии Республики Тыва, затем он получил высокое звание «Народный художник Республики Тыва».
Преемственность народных традиций резьбы по камню здесь очевидна, и в дальнейшем она будет продолжена, так как сын Эрес-оола — молодой Сайын-Маадыр Байынды-прошел определенный этап обучения камнерезному делу у отца. Он закончил факультет скульптуры Московской художественно-промышленной академии имени Строганова, стал участником многих художественных выставок в Туве и России, был принят в члены Союза художников России.
Скончался Байыр Сарыгович 29 апреля 1980 года от тяжелых последствий кровоизлияния в мозг.
Камнерезные произведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт- Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байынды является одним из значительных пластов «золотого» фонда изобразительного искусства Тувы.
Хертек А.С., искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ