Любая исторически сложившаяся культура этноса ориентирована на бережное, рациональное использование ресурса той местности, где она развивается. Народ Тувы, живущий в суровом климате и ведущий кочевое хозяйство, сохранил до наших дней одну из самых древних культурных традиций общения с землей.
Именно номады – кочевые этносы Центральной Азии с их зачатками очагового земледелия в дальнейшем обогатили человечество разнообразием пород одомашненных животных и богатством культурных растений. По мнению выдающегося энциклопедиста А. Гумбольдта [4], некоторые растения сопровождали кочующего человека с отдаленнейших времен с одной территории на другую. Так, в Европе «пшеница следовала за римлянами, хлопчатник – за арабами, …». И, вероятно, эту мысль можно продолжить «…просо следовало за древними тюркутами Алтая и Саян, прародителями современных тувинцев, алтайцев и западных монголов...».
В связи с этим становятся особенно актуальными исследования уникального генофонда сортов народной селекции пищевых растений, опыта традиционного их возделывания. Тем более что эти традиции еще живы и поныне сохраняются этносами Центральной Азии, в частности в Туве. Решение этих задач касается реализации ключевой проблемы современности – сохранения биоразнообразия естественной и культурной флоры Планеты.
Одним из мест, где возможно изучение предметов материальной культуры народов сопредельных с Тувой территорий, является Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. В фондохранилище «Металл. Камень» хранится небольшая коллекция зернотерок – каменных ручных жернов – дээрбе (тув.) свидетельствующая о развитии не только земледелия на территории современной Тувы, но и присваивающей формы – собирательства [5]. Как отмечает Виноградов А.В. [3] в связи с увеличением в мезолите народонаселения, происходит возрастание потребности в зерне, удовлетворить которые собирательством диких злаков весьма проблематично. Начало земледелия в тувинской котловине уходит корнями в древность. Уже в скифское время здесь культивировали просо – чинге-тараа, пшеницу – кызыл-тас, ячмень – арбай, использовались каменные жернова и была развита ирригация [6].
В «Археологическом словаре» У.Брей, Д. Трамп [1] «Зернотерка» (англ. quern, нем. Handmithle), камень для растирания зерна. Для этой цели выбирали грубую, но не твердую породу камня для того, чтобы каменные крошки не попадали в муку.
Жернова, также как и другие примитивные орудия для растирания и измельчения растительных веществ, являются комплексными. Примитивной формой зернотерок была седловидная зернотерка, где зерно растиралось на ее вогнутой поверхности при помощи ручного терочника. У таких двуручных курантов, имевших длину больше ширины платы, средняя часть истончалась, в результате чего возникал изогнутый профиль наподобие седла [10].
В Национальном музее собрано 22 предмета жерновов, из которых в комплекте хранятся только 13, а остальные – фрагментами (только верхние части или только нижние пласты). В экспозиции демонстрируется два комплекта — в тувинской юрте и разделе «Археология: скифский период истории Тувы». Зернотерки состоят из двух частей: верхней подвижной и нижней неподвижной. Нижняя неподвижная часть имеет плоскую поверхность с закругленными и часто не ровными краями. Отчетливо видны радиальные тонкие линии (от 5 до 8), отходящие от центра к краям, а также продольные царапины – результат в процессе истирания. Для производительности труда шероховатость поверхности каменной плиты придавали специальные пикетировки, нанесенные точечной насечкой. Кудрявцев В.И указывает на отсутствие общепринятого названия нижней плиты, приближая к термину «плата», похожем по звучанию и смыслу названию плит в американской археологии «метате» (metate) [2].
Подвижная верхняя часть приводится в движение по кругу. Работа круговыми движениями осуществлялась субцилиндрическими курантами (пестами).
Большая часть зернотерок в музей была доставлена из центральных (с.с..Кочетово, Ээрбек, Чаа-Холь, Межегей) и западных (Барлык, Тээли) районов Тувы. Как известно, эти районы Центрально-Тувинской котловины, относятся к основным районам орошаемого земледелия, и развитым только по окраинам ее днища, в долинах рек и некоторых их притоков. В середине 70-х годов ХХ в., в эпоху тотального освоения целины, была распахана часть безводного днища, но сейчас почти все пашни заброшены, кроме пашен Чаа-Хольской долины (Аймырлыг), Хемчикской (Сут-Холь) котловины.
Почти во всех экспозициях школьных музеев республики, в том числе восточных и южных районов, где земледелием почти не занимаются, хранятся зернотерки — даш дээрбе. Это объясняется также присутствием в хозяйствовании местного населения собирательства, т.к. каменные жернова могли употребляться для дробления и истирания минеральных красителей и продуктов собирательства – орехов, ягод, черемухи и др. В южных районах (Монгун-Тайга, Овюр, Тес-Хем, Эрзин), где не было традиционного земледелия по причине отсутствия природно-экологических условий для выращивания зерновых, зерно доставлялось через обмен скотом, пушниной и другими продуктами, а изготовлением готовых продуктов – соктаан далган, чинге-тараа,занимались сами.
По материалу изготовления каменные жернова сделаны из песчаников мелко- и (реже) среднезернистых, а также из алевролитов. Это плотные породы, твердые, содержат редкие послойные трещины. Песчаники и алевролиты резко преобладают в фундаменте днища котловины, имеют преимущественно юрский возраст, нередко известковистые, с поверхности выветрелые, трещиноватые [7]. В коллекции есть жернова, сделанные из более прочных – плотных и твердых пород. Специалисты их относят к палеозойским толщам, слагающим борта котловины.
Размеры диаметра зернотерок в коллекции варьируют от 22 до 40 см. максимальная толщина плит варьирует от 5 см до 8. При этом толщина нижней неподвижной части больше толщины верхней плиты на 2-2,5 см. Взависимости от размеров вес зернотерок мог быть от 3 до 18 кг. Производительность жерновов могла зависеть от площади рабочей поверхности. Небольшие плиты, с меньшей рабочей поверхностью менее производительны, а крупные – неудобны в работе, громоздки, требуют больших усилий.
Большинство верхних плит выпуклое, шероховатое, ближе к боковым краям заполировано. В центре располагается ямка для засыпания зерна, вокруг которой выколот полулунный заградительный валик шириной до 2 см, и предназначенный для удержания зерна и муки от выбрасывания с платы в процессе истирания.
Нижняя часть неровная, грубая, тяжелая, сделанная так, чтобы во время работы она не скользила и была устойчивой. Торцевые края закруглены, покрыты естественными трещинами или отколоты книзу. В коллекции есть экземпляры, использовавшиеся и как плата, и как курант. Верхние куранты двух наборов имеют сколы (трещины) по всему диаметру, т.е. раздвоены и скреплены плоским металлическим ободком шириной до 4 см.
Классическим примером куранта кругового действия является верхний круг жернова, доставленного в музей в 1973 году [8]. Он принадлежал жителю Усть-Элегеста Кызылского района Осумбаа Амыру Тулбаевичу, уроженцу с. Ээрбек. Более полное описание этого предмета сделано Еленой Шынараповной Байкара, заведующим отделом дореволюционной истории Тувы: «Даш дээрбе – жернова в круглой форме из серого камня, из двух каменных дисков: нижнего и верхнего. Верхняя часть вращается, а нижняя – неподвижная. На верхнем жернове вырезана вокруг воронки фигурная линия и на обеих сторонах сделаны углубления, служившие рукояткой. Также у внешнего края верхнего жернова имеются углубления для вращения мельницы, куда должны вставить палку. На внутренних сторонах жернова имеются насечки и радиальные бороздки для выхода муки. На верхнем жернове вблизи его центра располагается воронка для высыпания зерна». В паспорте упоминается, что Осумбаа Амыр в 1941 году купил жернов на крупный рогатый скот. В свое время этот набор принадлежал супругу младшей сестры бабушки Осумбаа Амыра — Чогаан-Бошка Оюну. Далее автор описания уточняет камень, из которого сделаны жернова – серым гранитом.
По описаниям другого набора жерновов [9] Екатериной Мындримаа в 1953 году, она относит к центруизготовления жерновов селение Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района в Западной Туве, где имеется для этого прочный красный гранит. А зернотерку музею передала Салчак Чыпсынмаа Айзановна, проживающая в колхозе «Победа», уроженка Бай-Тайгинского района.
В экспозициях филиалов музея в с. Кочетово, Туран, Чадан, Алдан-Маадыр хранятся пять наборов каменных жерновов, переданные на временное хранение для экспонирования в разделах по этнографии и материальной культуре тувинцев. Сотрудниками филиалов ведется работа по научному описанию этих предметов с последующим их включением в исследование автором статьи по теме отражения истории земледелия в Туве через музейные материалы.
Полученные материалы из фондов музея по каменным жерновам подтверждают сведения о развитии в Туве, в особенности в западной и центральной ее частях, не только присваивающего, но и производящего хозяйства – земледелия. По материалу, технике и характеру изготовления жерновов можно будет судить о функциях сельскохозяйственных орудий, более обоснованно их датировать, уточнить время и последовательность перехода хозяйства от собирательства к земледелию. Большое разнообразие этих орудий свидетельствует о стремлении приспособить их как к географическим особенностям местности, так и экономическим возможностям отдельных аратских хозяйств.
Использованная литература:
1. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М.: Прогресс, 1990. – С.180.
2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М.: Прогресс, 1990. – С. 156
3. Виноградов А.В. Древние охотники и рыболовы Среднеазиатского междуречья. – М.: Наука, 1981. –С.
4. Гумбольд А. География растений /под редакцией проф. Е.Ф. Вульфа. – М.: — Л.: ОГИЗ Сельхозгиз., 1936. – 230 с.
5. История Тувы. Том 1 / Под общей ред.С.И.Вайнштейна. – Новосибирск: Наука, 2001. – С.33-34.
6. Кудрявцев В.И. Зернотерки – древние сельскохозяйственные орудия Центральной Тувы // Материалы межд. научн-практ. конф. г.Кызыл, 21 – 24 сентября 2005 г. – Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2005. – С.121.
7. Кудрявцев В.И. Зернотерки – древние сельскохозяйственные орудия Центральной Тувы // Материалы межд. научн-практ. конф. г.Кызыл, 21 – 24 сентября 2005 г. – Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2005. – С.124.
8. Книга Поступления основного фонда № 5673/1.
9. Книга Поступления основного фонда №3146/1,2.
10. Семенов С.А. Каменные орудия эпохи ранних металлов. // Советская энциклопедия. -1969. -№2. – С.3-14.
Монгуш Л.К., к.б.н., заведующий отделом краеведения и туризма НМ РТ