В 1894 году в селе Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна в семье Сат Саны-Шири родился мальчик по имени Чурмит-Тажы. Отец малыша был чиновником, а дедушка Майды-Ловун был буддийским монахом (лама).
Чурмит-Тажы получил своё образования в Орган-Оолетском буддийском монастыре Монголии. Он был образованным человеком, знал старомонгольскую и тибетскую письменность. До 1925 года Сат Чурмит-Тажы, как и его дедушка, был буддийским монахом (ламой) в Верхне-Чаданском монастыре. С августа 1921 года активно принимал участие в управлении Дзун-Хемчикским хошуном ТНР, а в 1923 году вступил в члены Тувинской народной Революционной Партии.
С 1925 года Сат Чурмит-Тажы занялся политической деятельностью в Правительстве ТНР. 17 июля 1925 года было образовано Управление государственной внутренней политической охраны (УГВПО), где начальником назначается Чурмит-Тажы Саны-Шири огду. С 1927 года он был первым Министром Внутренних дел ТНР (МВД), а с 1929 года работал в должности Главного секретаря ЦК ТНРП.
С 1929 по 1938 гг. он занимал одновременно две должности: Председатель Совета министров и Министр иностранных дел ТНР. Под его руководством в 1929 году была организована Государственная комиссия по созданию тувинской письменности, где Председателем Госкомиссии был назначен Оюн Танчай Чырандай оглу. Именно Сатом Чурмит-Тажы было объявлено о создании первого Ученного Комитета ТНР, который возглавлял Министр Культуры ТНР Салчак Калбак-Хорекович Тока. В 1930 году, за подписью Чурмит-Тажы, была утверждена первая национальная письменность на основе новотюрского латинизированного алфавита. В истории нашей Тувы именно Сат Чурмит-Тажы дал первые интервью зарубежным журналистам.
Однако в конце 1930-х годов развернулась борьба за власть между приверженцами радикальных левых взглядов и консервативной части политической элиты. Из воспоминаний Оюна Полата (Министра МВД в тот период) мы знаем, что в 1937 году в Туву прибыл присланный из МВД СССР советник И.П. Рогов. Он перед С.К-Х Токой поставил задачу об аресте руководителей правительства ТНР – Сат Чурмит-Тажы и Адыг-Тюлюш Хемчик-оола, являвшегося в то время Председателем Президиума Малого Хурала ТНР. Ночью 30 августа 1938 года, на заседании расширенного Президиума Центрального Комитета ТНРП было принято решение об аресте Сат Чурмит-Тажы и Адыг-Тюлюша Хемчик-оола.
На III пленуме ЦК ТНРП в докладе С.К-Х. Токи, говорилось о «раскрытии контрреволюционной японской организации», возглавляемой «ВРАГАМИ НАРОДА» — Сатом Чурмит-Тажы, Адыг-Тюлюшом Хемчик-оолом, Оюном Танчаем. В причастности к этой организации были обвинены Кара-Сал Пиринлей (прокурор ТНР), Куулар Сунгар-оол (полномочный представитель ТНР в Монголии), Оюн Сенгежик (заместитель прокурора ТНР), Сат Лопсан (министр торговли и промышленности ТНР), Кужугет Серен (комиссар кавалерийского полка ТНР) и Ховалы Тоткан (директор государственной типографии). 13 октября 1938 г. Чрезвычайная судебная комиссия вынесла приговор «участникам заговора»: расстрелять, а 16 октября приговор в отношении Сата Чурмит-Тажы, Адыг-Тюлюша Хемчик-оола, Оюна Танчая, Кара-Сала Пиринлея, Куулара Сунгар-оола Оюна Сенгижика и Сат Лопсана был приведён в исполнение. Кужугет Серену и Ховалыг Тоткану расстрельный приговор был заменен на лишение свободы сроком на 8 лет.
3 сентября 1964 года по решению судебной коллегии Верховного Суда РСФСР Сат Чурмит-Тажы Саны-Шири оглу был полностью реабилитирован. В этом решении отмечалось, что обвинений против Сат Чурмит-Тажы и других участников событий в организации контрреволюционной деятельности не было и ничем не подтверждено, а контрреволюционной организации в Туве не существовало.
Таким образом, в год 100-летия образования Тувинской Народной Республики мы должны помнить и знать о трагических страницах истории нашей малой Родины, в том числе о видном государственном деятеле ТНР Сат Чурмит-Тажы.
Ооржак Ш.С., научный сотрудник музея-филиала истории политических репрессий в Туве