Искусство резьбы по камню агальматолиту — одна из визитных карточек Тувы, наряду с горловым пением хѳѳмей, шаманизмом и национальной борьбой «хуреш». Из агальматолита («чонар-даш», переводится с тувинского «камень, который можно резать») искусные мастера вырезают небольшие по размеру, но выразительные по своим художественным свойствам, фигурки.
В Туве есть два вида камня, поддающегося художественной резке – агальматолит и серпентинит. Если резьба по агальматолиту широко распространена по всей Туве (с ним работают как камнерезы-профессионалы, так и учащиеся), то с серпентинитом работают немногие резчики по камню, несмотря на его немалые залежи в Улуг-Хемском районе. Это связано с тем, что серпентинит суховат и значительно тверже агальматолита, а значит работать с ним труднее, и требует большего мастерства.
Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетними традициями. В работах можно видеть сюжеты из истории и современности, изображения людей — всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты, а также этнографические сюжеты из жизни тувинских чабанов-аратов в прошлом веке.
Фонд декоративно-прикладного искусства Национального музея богат прекрасными, уникальными работами. Собрано более 2-х тысяч работ, некоторые из них относятся к теме традиционного земледелия, отображены целые сюжетные композиции, где можно увидеть традиции обработки земли, технологии обработки проса, этнографические предметы быта. Например, в камнерезной скульптурной композиции «Вспашка на верблюде» автор Когел Саая вырезал фигурки чабанов, обрабатывающих землю для посевов. В другой работе камнереза Бады Ооржака «Мужчина с плугом» показана первоначальная вспашка земли вручную. Чанзан Сюрюнович Салчак в совей композиции «Сидящий старик жарит зерно» показал процесс приготовления блюда из проса или ячменя, а Чамзан Салчак процесс – обжарку зерна.
Бурбужеп Д.Д., старший научный сотрудник
отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ