Одна из идей при реэкспозиции выставки «Тувинская Народная Республика. 1921-1944» — показать историческую личность государственного деятеля, основателя молодого государства ТНР-Монгуш Буяна-Бадыргы, была воплощена в создании его восковой фигуры.
Наглядная реконструкция важна для осмысления образов персонажей в музейной экспозиции или выставке. Гости музея всегда проявляют особый интерес к манекенам в одеждах (национальных или современных), это помогает лучше воспринимать исторические факты и периоды, события, проникнуть в жизнь народов.
В выставочном зале «Тувинская Народная Республика. 1921-1944» представлена инсталляция в виде кабинета, где за столом размещена восковая фигура Монгуш Буяна-Бадыргы в национальной одежде и в головном уборе.
Изготовление восковых фигур — сложный и многоступенчатый процесс, который под силу только профессиональной команде скульпторов и художников. Качественные восковые фигур делаются вручную в течение нескольких месяцев.
Подготовка к изготовлению восковой фигуры началась в начале 2021 года. Фигура была изготовлена в Петергофской мастерской Дмитрия Мальцева, где занимаются изготовлением фигур с 2005 года. Если создаётся скульптура исторической личности, то находят ее портреты и скульптуры. После измерений подбирается характерная для данного человека или персонажа поза, которая лучшим образом подчеркнёт характер и эмоциональные особенности. Поэтому сначала тщательно просматривались фотографии Монгуш Буяна-Бадыргы, изучалась биография и материалы. По выбранным фотографиям делался слепок, который дорабатывался поэтапно. Автором портрета является скульптор Николай Александрович Карлыханов, член Санкт-Петербургского Союза художников России, почётный гражданин города Ломоносова. Восковая фигура изготавливается на основе гипсового слепка, сделанного с предварительно созданной глиняной или пластилиновой скульптуры, т.е. скульптор работает не с воском, а с другими материалами.
Корпус восковой фигуры изготавливается из сверхпрочной полиэфирной смолы с добавлением смеси армированного стекла. Видимые части, как правило, это голова и кисти рук, то что не скрыто костюмом, отливаются из высокотемпературной восковой композиции, состав которой позволяет эксплуатировать фигуру при температурах от 0 до +30.
Далее очередь наиболее трудоёмкого этапа производства, которой является тонкой, ювелирной работой, называется пастиж — «вживление» каждого волоска по одному, в соответствии с особенностями линии роста волос человека. Многие часы над фигурой работают пастижеры, которые создают скульптуре причёску, а также брови, ресницы, усы и бороды при необходимости. У восковой фигуры Монгуш Буяна-Бадыргы это причёска «кежеге» (мужская косичка). Последний этап — работа гримёров. Использование грима и его проработка, нужна для того, чтобы восковой композиции придать нужное выражение лица, нанести мимические морщины, воссоздать структуру кожи и изменить возраст в соответствии с задачей. Грим на эксклюзивной основе при нанесении сохраняет глубину и прозрачность кожи, при эксплуатации не оставляет следов на руках и одежде. Также для восковой фигуры были созданы специальные хирургические стеклянные протезы глаз, с подборкой цвета и особенностями анатомический формы.
После всех доработок и изготовления, в начале мая восковая фигура государственного деятеля — Монгуш Буяна-Бадыргы была доставлена в Национальный музей РТ.
Методист музейного дела отдела истории и этнографии НМ РТ Дыртык-оол М.О.