Цветы в легендах и поэзии (о гербарной коллекции НМ РТ)
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы — значит выразить человеку свои искреннее чувства любви, почтение, уважения. Цветы — добрые посредники между людьми, они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным.
Существует множество мифов, легенд, сказок, песен, романсов и других прекрасных произведений о цветах. Известно, что сирень вдохновила Чайковского на создание балета-сказки «Спящая красавица». Всем детям знакомы сказки «12 месяцев», «Аленький цветочек», «Цветик-Семицветик» и др.
Цветы — одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Сколько радости приносит нам их разнообразная красота! Цветки отвечают и за важнейший момент в жизни каждого растения — образование плода. В цветке происходит опыление (обычно насекомыми), здесь образуется и развивается плод. Ученые считают, что цветки произошли от воспроизводящих побегов древних растений, которые заканчивались шариками со спорами. Действительно, чашелистики, особенно после распускания бутона, очень похожи на обыкновенные листочки. Но у пиона, калужницы чашелистики становятся первыми распустившимися лепестками. Лепестки — самая красивая часть цветка. Их задача — привлекать насекомых для опыления. Ученые считают, что лепестки одних цветов произошли из чашелистиков, как у пиона, а других — из тычинок.
В фондах музея хранятся эталонные образцы 1865 листов гербариев, включающих 57 семейств и объединяющих 800 видов растений. Все виды подразделяются на лекарственные, кормовые, пищевые и др. Гербарный материал смонтирован на листах форматом 30×43 см, снабжен типовыми этикетками, размещен в шкафах специальной конструкции. Роды внутри семейств и виды внутри родов расположены по алфавиту. Названия семейств, родов и видов указаны на специальных этикетках. В Гербарии постоянно ведется работа по инерции новых сборов, реставрации старых гербарных листов.
Начало создание гербарного фонда в музее связано с именем В.П.Ермолаева, а также научного сотрудника Всесоюзного института изучения лекарственных растений, ботаника Александра Ивановича Шретер и других научных сотрудников АН СССР 1960-х годов.
О подснежниках существует легенда. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а подснежники с тех пор стали символом надежды.
Русская же легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну, но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. 19 апреля «День подснежника» празднуется во многих странах, начало берет в Англии, где его начали отмечать в 1984 году. После долгой зимы это первые цветочные вестники весны, которые пробиваются из-под снега.
В настоящее время практически все виды подснежников занесены в Красную Книгу как исчезающий вид, собирать их нельзя.
Иду по тропинке.
У самой сосны
Синеет подснежник —
Фонарик весны.
Сигналит, что скоро
В зелёный наряд
Оденется лес
И поля зашумят.
А. Чепуров
Существует также немало легенд о происхождении ландыша. Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью любви и самыми возвышенными чувствами.
С 17 века, в канун майского воскресенья, французы отмечают праздник ландышей.
Ландыш сравнивают со слезами, и старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слёз. Тонкий аромат ландыша привлекает пчел и шмелей, которые способствуют опылению цветков, после чего развиваются вначале зеленые, а при созревании оранжево-красные ягоды. Им посвящена поэтическая легенда: когда-то, давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну и, когда она ушла, оплакивал ее такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы. Влюбленный ландыш также безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви.
Ландыш спрятался в листве,
Осторожный очень.
Чуть заметен он в траве
Распуститься хочет.
Колокольчиком надел
Шляпки белоснежные.
Тихо-тихо прозвенел
Запах его нежный.
Соколова А.
Существует и много красивых легенд о происхождении сирени. Скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце, которое в сопровождении Радуги пошло над землёй. Весна стала брать лучи Солнца, смешивать их с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать их на землю. И там, куда падали солнечные лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.
Когда же Весна достигла севера, у неё остались только лиловые и белые цвета, а внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень. Во время майского массового цветения сирени нежный неповторимый аромат заполняет всю землю.
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.
Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню — откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
А. Блок
В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражён его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в одежду синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. А позже прекрасного юношу нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения, превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус — значит синий). Этот цветок символизирует надежду.
Василёчек-василёк,
Синий, пламенный цветок,
Видно в синем небе жил,
С радугой-дугой дружил.
Бахрушина С.
Русское название произошло от древнеславянского «черема» (смуглая). Одни связывают его с цветом коры или сердцевины ствола (черемуха – единственное дерево на севере, имеющее кору и сердцевину темно-красного цвета). Черёмуха олицетворяет молодость, девичью красоту, символизируя нежность, чистоту, любовь.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
С. Есенин
Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде, они в давние времена были зонтиками у маленьких гномиков. Это однолетнее, лекарственное растение высотой около 30 см. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох — это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет.
Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.
С. Красиков
Использованная литература:
КП основного фонда (дублетное)
КП научно-вспомогательного фонда (дублетные)
Коллекционные описи поступивших коллекций.
Книги вторичного учета ботанических коллекций.
Красная книга Республики Тыва. Растения. Новосибирск, 2002.
Лагерь А.А. Лекарственные растения Тувы. Кызыл, 1987.
Памяти А.И. Шретера (15.12.1918-21.07.2002) // Растительные ресурсы. Т.39. Вып.2. -М. 2003. С.130-133.
В.Ч.Донгак, методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения