22 октября в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва состоялось открытие выставки «Изобразительное искусство и скульптура Тувы». В экспозицию вошли живописные работы, станковые скульптуры, скульптуры малых форм из камня известных художников, мастеров живописного и камнерезного искусства советского периода, Лауреатов Государственной премии имени И.Е Репина, Лауреатов Государственной премии Российской Федерации, таких как Аракчаа Р.А., Байынды Б.С., Хертек Т.К., Хертек М-Д.С., Дупчур Б.С., Дойбуха Д.Х., Байынды Е.Б., Саая К.М., Демина В.Ф., Тас-оол В.Л., Т.Левертовская, Г.Суздальцев, С.К.Ланзы, И.Ч.Салчак, Г.Торлук, С.Ш.Саая, А.Бовелен, М.Даржай, М.Чооду, В.А.Ховалыг, О.Ортун-оола, О.Товариштай, О.А.Ойдуп, Х.Б.Донгак и других.
На развитие тувинского изобразительного искусства влияние оказала передовая русская культура и советское искусство, связи с которым установились еще в 20-е годы прошлого столетия, сразу после национально-освободительной революции в Туве.
В 1921 году приехал известный в России алтайский художник Г.И.Чорос-Гуркин. Мастер большой и тонкой живописи учился в мастерской И.И.Шишкина — известного русского пейзажиста. За живописную тонкость, за «драгоценные по краскам» пейзажи Чорос-Гуркина высоко ценил А.В.Луначарский. В конце 1919 года из-за нестабильной политической ситуации Г.И.Чорос-Гуркин был вынужден, забрав сыновей и весь свой художественный материал, эмигрировать в Монголию, а в 1921 году – в Танну-Туву. В Туве Чорос-Гуркин прожил четыре года (1921-1925) и создал ряд полотен, воспроизводящих характерные пейзажи, образы людей, жизнь и быт тувинского народа, приступившего к строительству социализма. Некоторые из этих картин были показаны в Москве на выставке 1926 года «Жизнь и быт народов СССР». Значительная часть их (более ста пятидесяти) составила так называемую «урянхайскую» коллекцию Горно-Алтайского Национального музея имени Анохина. Чорос-Гуркин был первым профессиональным художником, работавшим в Туве, первым, кто познакомил близкий и родственный ему тувинский народ с основами реалистической живописи, кто воспел в живописи красоту тувинской земли и мужество тувинского народа. Реалистическая живопись явилась совершенно новым видом искусства в Туве.
Важным событием, положившим начало систематическому и широкому ознакомлению тувинского народа с изобразительным искусством, с реалистической живописью, была, открытая в 1930 году в Государственном краеведческом музее ТНР в Кызыле, первая выставка картин мастеров русской и западноевропейской живописи, скомплектованная из фондов Русского музея и Эрмитажа в Ленинграде. Позже выставка была передана Советским правительством в дар тувинскому народу.
Тувинское изобразительное искусство едва зарождалось, когда началась Великая отечественная война. Это великое гражданское испытание как никогда сплотило Советский Союз и Тувинскую Народную Республику. В Туве началось всенародное движение по оказанию помощи фронту. Появились в искусстве республики в годы войны и новые имена художников, с которым связано дальнейшее становление тувинское советской живописи. Это имя русского художника В.Ф.Демина и имя первого профессионального художника (живописца и графика) В.Л.Тас-оола.
Немало картин В.Демина 50-х годов посвящено актуальным темам социалистических новостроек. В 60-е годы в творчестве художника возрастают новые черты лиризма, поэтической достоверности образов.
В.Тас-оол был первым тувинским художником, обратившимся к реалистическому методу в творчестве, работе с натуры и технике масляной живописи. Художник перед войной учился несколько лет в Москве в Училище памяти 1905 года и в Художественном институте им.В.И.Сурикова у русского советского художника Сергея Герасимова. Во время войны институт эвакуировали в
г.Ташкент. В.Тас-оол вернулся на родину, он участвовал в создании плакатов, гравюр и рисунков для «Окон ТувТА», призывавших «В помощь фронту, все для победы Красной Армии».
К старшему поколению живописцев Тувы, составивших ядро вместе с В.Деминым и С.Ланзы, постепенно сложившегося в Кызыле творческого коллектива, относятся и русские художники Т.Левертовская и Г.Суздальцев.
Т.Левертовская, приехавшая в Кызыл из Москвы в 1949 году, создала за многие годы работы в Туве большую галерею живописных портретов представителей тувинского рабочего класса, творческой интеллигенции и тружеников степей – аратов.
В 1952 году, после окончания Свердловского художественного училища, вернулся на родину в Туву Г.Суздальцев. В его живописи сравнительно равномерно представлены все жанры: пейзаж, портрет, картина на современную и историческую тематику. Так, черты тематической приподнятости и романтизма характерны для картины «Восстание 60 богатырей».
Одним из ведущих мастеров современной тувинской живописи можно назвать Ланзы Сергея Кончуковича (1927-1982), заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля литературы и искусств Тувинской АССР, живописца, Член Союза художников СССР. Сергей Кончукович — выпускник ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина, один из организаторов и первый председатель созданного в 1965 году Тувинского отделения Союза художников РСФСР.
Генетически тувинская народная скульптура неотделима от всего комплекса духовной и материальной культуры наших предков. Однако сложилась так, что из всего арсенала национального художественного наследия именно резьба по камню т.е. скульптура малых форм, выделилась как уникальное явление, в прикладном искусстве Тувы, хотя в свое время процветали другие виды народного искусства.
Современный этап формирования тувинской профессиональной скульптуры связан с творческим ростом молодых мастеров из среды народных резчиков. В художественных училищах и вузах Москвы и Ленинграда они овладевали мастерством реалистического ваяния, начинают работать над образом человека труда, над скульптурным портретом. Показательна в этом отношении творческая биография Товриштай Чадамбаевича Ондара. Он начинал как резчик по камню. Окончил скульптурное отделение Алма –Атинского художественного училища, создал серию портретов(напр.,портреты Аракчаа Раисы). Затем он заканчивает скульптурный факультет Московского художественного института имени В.Сурикова, а его резные фигурки из камня и дерева экспонировались в Москве на Всероссийских, Всесоюзных выставках.
Можно смело добавить, что музей являлся и является творческой лабораторией для мастеров народно-художественных промыслов, участвует в современном художественном процессе, формируя, поддерживая и создавая образ декоративно-прикладного искусства и народного искусства Тувы.
Майны Б.С., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ