Тува — край потомственных мастеров резьбы по дереву и камню из чонар-даша (в переводе на русс. «камень, который можно резать»).
Одним из выдающихся резчиков по серпентиниту являлся Черзи Монгуш Хола-Салович, признанный родоначальником профессионального камнерезного искусства Тувы. Он родился 27 июля 1900 г. в одном из живописных мест республики — сумоне Ак-Дуруг в семье бедного арата. В роду у Черзи Хола-Саловича все занимались искусством. С ранних лет его воспитывал дед — известный столяр, мастеривший тувинские сундуки — аптара. Он же сам их расписывал красивыми геометрическими узорами, также он делал для внука игрушки из дерева. Отец Черзи был резчиком по камню.
От природы одаренный Черзи с 8-летнего возраста самостоятельно вырезал из дерева игрушки, фигурки домашних животных для себя и для других детей своего аала. А когда ему исполнилось 15 лет, он стал помогать отцу-камнерезу в исполнении сложных работ — заказов крупных баев. Он умел делать домашнюю утварь, конскую упряжь, выполнял самые сложные работы по столярному делу и декоративной росписи, работал с металлом.
Однако всерьез Монгуш Черзи занялся резьбой по дереву и камню в 1943 г., а уже через 3 года его скульптуры стали показывать на выставках в Кызыле. Особенно плодотворным творчество Черзи стало с начала 1950-х гг., когда возник интерес к произведениям народного искусства, и областной краеведческий музей стал приобретать их для своих фондов. В эти годы он выполнил большую серию скульптур людей, домашних животных, диких зверей, сказочных чудовищ, жанровые сцены.
Содержательный смысл его скульптур поднимается до высот поэтического и философского осмысления жизни, его персонажи выступают носителями определенных моральных качеств: добра, силы, нежности или же злобы и упрямства. Непревзойденным шедевром является его скульптура «Дракон»: оскаленный, разгневанный, искусно вырезанный из белого агальматолита, проработанный до мельчайших деталей. Ажурный сквозной орнамент, словно роскошный гребень, украшает большую голову, хищно- изогнутую спину и хвост чудовища. Орнаментация – любимый прием Монгуша Черзи, она встречается почти в каждой его работе.
С начала 1960-х гг. камнерез стал больше применять серпентинит. В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр насчитывается свыше 37 произведений малой пластики Монгуша Черзи, из них 27 работ выполнены из серпентинита. Сегодня его работы составляют золотой фонд Национального музея РТ. Наибольшую известность мастеру принесли такие работы из серпентинита: «Тувинка-всадница в национальной одежде»; «Укрощение коня»; «Сарлык»; прибор для карандашей с изображением схватки дракона и змея; «Упрямый бык»; «Аратка едет на верблюде»; «Чабаны — Герои социалистического труда»; «Комплексная чабанская стоянка». Последние две работы достоверно раскрывают жизнь тружеников колхозного села.
Одна из лучших работ М.Черзи «Марал и Маралуха» искусно раскрывает тему любви. Маралуха, грациозно бегущая впереди марала, по-видимому, хочет проверить верность, ловкость, силу своего возлюбленного.
В конце 1964 г. по приглашению Правления Союза художников Тувинской АССР мастер переехал на постоянное место жительства в город Кызыл. Здесь он создает много интересных композиций на разные темы.
Особое место в его творчестве занимает тема материнства, нашедшая выражение в таких его работах, как «Черная кобылица с жеребенком», «Львица со львенком», «Мать и дитя». В последней работе изображена сцена кормления маленького олененка, напряженно сосущего вымя матери, которая ласково облизывает детеныша. Обе фигуры и подставка выполнены из одного каменного блока и олицетворяют, по замыслу автора, единство и вечную гармонию природы, непреходящий смысл вечных ценностей.
Большой мастер анималистической скульптуры М.Черзи очень выразительно показывает красоту природы. Удивительно красив его «Сарлык», низко склонивший упрямую голову, коронованную гордыми рогами и вскинувший вверх огромным веером свой пышный роскошный хвост. Он копает копытом землю, готовый к битве с соперником.
В творчестве М.Черзи есть место и сказочно-мифологическим сюжетам. Его прибор для карандашей с барельефными изображениями марала и дракона, давящего змея, позволил автору объединить и показать три разных понятия: народное представление о фантастическом чудовище – драконе, практическое использование маралов в народном хозяйстве и появление в жизни тувинцев таких понятий, как письменность, грамотность, культура.
Конь – верный друг арата-скотовода. Его образ нашел отражение во всех жанрах тувинского искусства, в том числе и камнерезном. Всадники, созданные мастером, всегда в движении. В его работе «Укрощение коня» мы видим, как необъезженный дикий конь, поднявшись на дыбы, стремится сбросить седока. Всадник крепко держится одной рукой за седло, другой – сильно сжимает повод. Статуэтка создает острое ощущение напряженной борьбы, исход которой неясен. Силуэт и масса фигурки, несмотря на некоторую ее дробность и подчеркнутый ритм и динамизм, сохраняют ту условность композиции, которая присуща работам этого мастера.
«Тувинка-всадница в национальной одежде», пожалуй, лучшее произведение камнереза в области исторического жанра. М.Черзи прекрасно знал традиционный быт, домашнюю утварь и национальную одежду тувинских аратов. В своих работах он сумел передать тончайшие детали национальной одежды.
Кроме скульптуры малых форм Монгуш Черзи изготавливал тувинские музыкальные инструменты – игил, бызаанчы, дошпулуур.
Черзи Монгуш первым в Туве в 1962 г. организовал кружок юных камнерезов в детском доме села Ак-Дуруг. Самый именитый его ученик – Байыр Байынды, лауреат Государственный премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Известный исследователь народного искусства Тувы С.И. Вайнштейн, знавший лично камнереза, писал о творчестве М. Черзи: «Лучшие работы Черзи всегда отличала выразительная лапидарность, типизация образа и монументальность…» [1]. Необходимо отметить, что именно С.И. Вайнштейн первым заметил талантливого камнереза и пригласил его в 1950-х гг. в Тувинский музей с целью научного изучения его творчества.
Жизнь и творчество народного мастера-камнереза стала объектом изучения писателя и ученого М.Б. Кенин-Лопсана, искусствоведа А.С. Хертека.
Работы мастера не раз представляли искусство Тувы на зональных, всероссийских, всесоюзных выставках, а также на международной выставке «Экспо-67» в Монреале. Многие его шедевры закуплены Художественным Фондом Союза художников РСФСР, музеями Москвы, Ленинграда и других городов России. Его творческое наследие из дерева и камня составляет около 500 скульптурных работ. В 1962 г. М. Черзи был принят в члены Союза художников СССР, в 1963 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР».
В 2000 г. в Республике Тыва широко отмечалось 100-летие великого камнереза. Торжественные мероприятия были проведены в г. Кызыле и на его малой родине – в с. Ак-Дуруг. Этому событию была приурочена выставка работ М. Черзи, которая называлась «Волшебник». Скульпторы Маадыр Монгуш и Салчак Оюн-оол изготовили бюст мастера из белого мрамора.
Монгуш Черзи – отец пятерых детей. Младший сын — Владимир Черзи пошел по стопам отца, став камнерезом, несколько его работ хранятся фондах Тувинского музея. 12 августа 1969 г. Монгуша Черзи не стало.
Удивительно самобытное творческое наследие первого тувинского мастера-камнереза сегодня составляет неотъемлемую часть культурной сокровищницы народов Тувы.
Бурбужеп Д.Д., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМРТ
Литература:
1.С. И. Вайнштейн. История народного искусства Тувы. М., 1974