Предметы из бересты в традиционной культуре тувинцев (по материалам фондов Национального музея Республики Тыва)
Берестяные предметы были широко распространены в традиционном быту у многих народов Сибири и Севера, то есть там, где произрастали березы, являющиеся сырьем для бересты и основным лесообразующим компонентом территории. Мягкая, гибкая, легко поддающаяся обработке, не пропускающая влагу и в то же время свободно «дышащая» береста была поистине незаменимым материалом в традиционном домашнем хозяйстве.
На территории Тувы берестяные изделия изготавливались главным образом оленеводами горнотаежной восточной части республики, в том числе, Тоджи. Для изготовления берестяных покрышек чума и некоторых видов утвари они применяли специально обработанную бересту (тос). Подробный процесс заготовки бересты описан у известного этнолога-тувиноведа С.И. Вайнштейна в его монографии «Тувинцы-тоджинцы» (Москва, 1961). Варили бересту 2-3 суток, все время поддерживая огонь. Такая вываренная береста служила основным материалом для изготовления берестяных покрышек чума и разнообразной утвари — чашек (шомук), прямоугольных блюд (одуш), ведерок (соо) и даже колыбелей (кавай). Необходимо отметить, что из всех берестяных изделий узорами украшали лишь берестяные ведерки. Особенности их орнаментации очень подробно исследовал С.И. Вайнштейн в своей монографии «Народное искусство Тувы» (Москва, 1974). Изготовлением и орнаментацией «соо» занимались только женщины. Орнаментировали их своеобразным способом – надкусывали бересту зубами. С.И. Вайнштейн такой способ орнаментации бересты зубами относит к очень архаичным, возможно восходящим еще к палеолиту. В своей монографии он пишет: «Этот любопытный древний способ орнаментации, впервые обнаруженный мною у сибирских народов, сохранился только у населения саянской тайги, благодаря условиям относительной изоляции, в то время как в других районах он исчез. Ныне он известен помимо тувинцев-оленеводов родственным им тофаларам, но в прошлом сходные приемы были распространены достаточно широко у жителей сибирской тайги и проникли, вероятно, отсюда и к североамериканским индейцам».
Ведерки «соо» (или, как их еще называли, «тос хууң») имели расширяющуюся ко дну форму. Сверху прикрывались крышкой с цилиндрической частью, вставлявшейся в ведерко. Такие ведерки были совершенно не известны западным тувинцам. Вынутая крышка могла служить и самостоятельным сосудом для жидкости. Маленькие «соо» (высотой 10-15 см) использовались при дойке оленей, больших размеров (высотой до 40 см) – для хранения оленьего молока и воды. Тулово сосуда и его дно делали из двух слоев бересты. Сшивали сосуд из отдельных кусков выкроенной бересты сухожильными либо волосяными нитками. К верхней части сосуда пришивали полосу орнаментированной бересты. Обычно, «соо» имели ручку, сплетенную из оленьего волоса.
В этнографическом собрании Национального музея Республики Тыва хранится большая коллекция деревянных предметов из традиционного быта тувинцев, среди них есть и берестяные изделия. Самые многочисленные из них – это ведерки «соо» (Рис. 1), всего их насчитывается 20 единиц, из них 9 ведерок являются новоделами, т.е., если сказать по-простому, не бывшие в употреблении, они были изготовлены народными мастерами, как сувенирные или специально для музея, преимущественно после начала 1990-х гг.
Именно среди новоделов есть 4 ведерка, у которых имеются крышки (Рис. 2).
Кроме ведерок тувинцы из бересты изготавливали сосуды «идыш» цилиндрической формы, они использовались для хранения молока, сметаны «ореме», масла «саржаг», берестяные стенки его скреплены особым образом – паз в паз, а дно у него деревянное (Рис. 3). «Идыш» по своей форме очень напоминают русские берестяные туеса, как писал С.И. Вайнштейн, тувинцы могли их заимствовать у русских в конце XIX – начале XX вв., когда началось активное заселение ими территории Тувы (Рис. 4). Всего в музее хранится 8 туесов «идыш». Интересно, что 4 «идыш» (КП-9691/7,8,9,11) появились в музее в 1989 г., благодаря сбору школьников Сарыг-Сепа под руководством учителя Иргита Араптановича Достая, который по совместительству заведовал школьным музеем. Сарыг-Сепский школьный музей впоследствии некоторое время даже являлся одним из филиалов Национального музея РТ.
Мясо, рыбу и другие продукты тувинцы-тоджинцы преимущественно хранили в берестяных блюдах «одуш», по аналогии с деревянными «деспи» у западных тувинцев. Для изготовления «одуш» вырезали прямоугольный кусок бересты, сгибали его по четырем углам, тем самым образовывали его невысокие стенки (борта), скреплявшиеся по верхнему краю изогнутым ивовым прутом (дээрбек), который прикреплялся к стенкам с помощью лыка. В фондах Тувинского музея хранятся 2 подлинных «одуш» (Рис. 5) и 3 новодела из коллекции мастера Арандола. Примечательно, что борта у этих новоделов закреплены широкой полосой бересты, которая согнута пополам и охватывает борта сверху, она прошита волосяной ниткой (Рис. 6).
Берестяными были у оленеводов и небольшие чашки «шомук». К сожалению, в музейном собрании отсутствуют их оригиналы, но имеются 2 новодела чашек «шомук» (Рис. 7), сделанные тоджинским народным мастером Сундуй-оолом Монгушевичем Арандолом. Хотелось бы кратко остановиться на коллекции мастера Арандола, сданной в наш музей в 2004 г., и которая практически в полном составе представлена в постоянной экспозиции «Тайга: в единстве с природой» нашего музея. Благодаря своей активной краеведческой деятельности, С.М. Арандолу удалось воссоздать полный комплекс тоджинского чума, причем зимний и летний варианты. В этом комплексе представлен весь интерьер чума, в том числе и 11 берестяных предметов: 5 ведерок «соо», 3 блюда «одуш», 2 чашки «шомук» и 1 люлька «кавай».
Люлька «кавай» – это непременный атрибут любой тувинской семьи, оленеводы их тоже делали из бересты. При этом они внешне были похожи на блюда «одуш», благодаря своей прямоугольной форме и невысоким бортам, которые по краю также скреплялись при помощи ивового прута и лыка. Отличие берестяной люльки от «одуш» было в том, что у люльки было изголовье из 2-х ивовых прутов (тальника), выполненное по аналогии с деревянными люльками западных тувинцев, и кожаных веревочек, которые шли по бокам люльки и служили для закрепления ребенка внутри. Отличие берестяной люльки оленеводов от деревянной люльки западных тувинцев-скотоводов в том, что у берестяной люльки не было поддона, куда собирались моча и кал младенца. В фондах Тувинского музея имеются 3 берестяных люльки-новоделы, изготовленные народными мастерами специально для музея. Первая берестяная люлька появилась в музее в 1993 г. (Рис. 8), ее изготовила народная мастерица Бараан Хуваалдай Ческеевна из с. Адыр-Кежик Тоджинского кожууна. 2 других люльки из бересты опять же из коллекции мастера Арандола.
Интересно, что тувинцы-оленеводы и игрушки для детей делали главным образом из бересты в виде силуэтов зверей и животных (С.И. Вайнштейн). Но, к сожалению, такие игрушки не сохранились, по крайней мере, в музее.
Другой примечательный факт, что бересту использовали при изготовлении традиционных деревянных ведерок «ыяш хууң», а именно в качестве дна. Двойную бересту «прибивали» к стенкам ведерка по периметру деревянными штырями (Рис. 9).
Таким образом, в этнографическом собрании Национального музея Тувы хранятся в общей сложности 33 ед. тувинских берестяных предметов, бытовавших у оленеводов, которые проживали преимущественно в северо-восточной части республики. Несмотря на то, что почти половина предметов в этой коллекции являются новоделами, она несомненно нуждается в дальнейшем изучении, атрибуции и публикации, тем более, что некоторые берестяные предметы (например, колыбели) сохранились, только благодаря деятельности наших народных мастеров.
Комбу Э.В., отв. хранитель коллекции фондов НМ РТ