Деревянные изделия издавна и весьма широко применялась в быту тувинцев. Причиной тому была не только доступность дерева и простота его обработки, но и легкость этого материала – свойство столь важное для кочевника.
О широком использовании дерева предками тувинцев в средние века позволяют судить не только многочисленные археологические находки, но и письменные источники. Так, Юань-ши свидетельствует, что у населявших Туву «нескольких местных племен чаши и всю прочую домашнюю посуду делали из дерева». Здесь же сообщается, что некоторые виды утвари жители Тувы изготовляли долблением: «У дерева выдалбливали ствол и изготовляли корыта, в которых держали воду».
Особо ценные материалы по этнографии тувинцев собрал в Туве в 1903 – 1904 гг. Феликс Кон, сосланный в Сибирь царским правительством за революционную деятельность. По словам Ф.Кона, столярным делом занимались в начале ХХ в. преимущественно ламы. Действительно, среди низших сословий лам в начале ХХ в. было немало столяров, которые были сосредоточены в крупных монастырях Верхнечаданского и Нижнечаданского Даа кожууна. Значительную часть столярных работ, в особенности изготовление ксилографической доски для печати буддийских сутр и икон, скульптуры и алтари, деталей юрты делали ламы-мастера. Утварь, сундуки, а также их орнаментацию выполняли мастера, не имевшие духовного сана.
Столярное мастерство, как другие ремесла, обычно передавалось по наследству. Работали известные мастера, как правило, на заказ, нередко к ним приезжали из отдаленных аалов. Скотоводы платили за работу овцами, а восточные тувинцы –пушниной.
Сохранена тувинцами и форма древних сосуд овальный на поддоне. Такие формы сосудов найдены в казылганских курганах Тувы (Кокэль) при раскопках С.И.Вайнштейна. Форма тувинских деревянных ступ на поддоне похоже на бронзовые котлы на поддоне, получивших широкое распространение в среде ранних кочевников. Данная утварь у скотоводов-кочевников была традиционным предметом, молодоженам, например, ее дарили с более красочными отделками.
Наиболее распространённым напитком был соленый чай, при этом использовали деревянную ступу для размола плиточного чая, сушеных корней (шенне дазылы), листья бадана, корни и листья некоторых растений, которые дети и женщины собирали осенью. А для дробления крупных каменных солей использовали ступу с каменным пестом.
Технологии работы с деревом были следующие: рубка, строгание, долбление, сверление, сжигание, выжигание. На рубеже XIX- XX столетий, писал С.И.Вайнштейн, применялись топоры русского образца. Название инструмента «балды» распространено в тюркских языках, а также присутствует в тувинском эпосе.
Распространенным инструментом для обработки дерева было железное тесло (кержек), известное кочевникам с древних времен. Для внутренней отделки ступ и чаш, для обработки долбленых сосудов использовали специальный инструмент — резак дугообразной формы с двусторонним лезвием.
Необходимо отметить, что большинство исследователей народного искусства Тувы говорят о сохранении узоров больше на изделиях традиционных форм из дерева, чем в предметах из металла. Объясняется такое явление очень просто: привозимых деревянных вещей почти не было. Древние культурные слои в художественных традициях присутствуют в обработке дерева и бересты, прослеживаются и в технологии изготовления низких корытовидных деревянных блюд на четырех ножках, распространившихся в кочевой среде в скифское время.
Самыми неустойчивыми, по отношению к традициям декорирования, были некоторые виды металлических украшений, в особенности серебряных. Вещи из дерева, войлока, кости менялись в этом отношении в значительно меньшей мере, нередко сохраняя очень древние черты и мотивы узоров. В гуннское время уже были распространены цилиндрические деревянные сосуды со сливом и прикрепляемым деревянным или берестяным дном, подобные тувинским хуунгам.
На одном из ведерок, обнаруженном в курганах могильника Кок-Эл, сохранились следы геометрического узора, включающего три зоны, образованных горизонтальными линиями, соединенные зигзагообразными линиями. По мнению С.И.Вайнштейна, похожие зонально-расположенные геометрические узоры присутствуют на тувинских ведерках (сыгыртаа), но выполненные резьбой – убедительное свидетельство сохранения художественных традиций, сложившихся еще в гуннскую эпоху.
Для окончательной отделки деревянных изделий их пропитывали снаружи и внутри горячим топленым маслом (саржаг). Большая часть утвари из дерева изготовлялась в условиях домашнего производства.
Традиционно тувинская посуда из дерева условно подразделяется на крупную и мелкую. К крупным относились долбленые бочки (доскаар, шууруун) для кисломолочного напитка (хойтпак), горизонтальные бочонки (доора хуун), ступы (согааш) с пестом (бала) для измельчения проса, а также корытца (деспи). К мелкой посуде относились различные ведра, чашки (дазыл аяк) из капа древесины березы.
Тувинцы украшали резьбой и росписью преимущественно те деревянные предметы, которые чаще были на виду – сундуки аптара, передние стенки кроватей, дверцы юрт, посудные ящечки. Для изготовления решеток юрты чаще использовали древесину березы и иву, а седла делали обычно из березы. Детали юрты и седла изготовлялись по строго определенным, установившимся традициям.
Излюбленным материалом для изготовления утвари у тувинцев-тоджинцев была береста. Из нее делали небольшие чашки шомук, корытца одуш и небольшие, расширяющиеся ко дну ведерки соо для хранения оленьего молока и воды. Береста также шла на изготовление покрышек чума. Применение бересты для различных хозяйственных целей известно всем таежным народам Сибири. Среди соседей тувинцев она известна тофаларам, хакасам, камасинцам, северным алтайцам, дархатам.
Майны Б.С., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ