К Году культурного наследия: Предметы этнографии в фондах НМ РТ

К Году культурного наследия: Предметы этнографии в фондах НМ РТ

Простые бытовые предметы, которыми мы постоянно пользуемся, это тоже наша история и культура. Попадая в музейные фонды, они, наряду с историческими документами и шедеврами искусства, рассказывают о нашем прошлом, повседневной жизни людей. К ним относятся: предметы быта и техники, орудия труда, мебель, одежда и многое другое. В музее они появляются, благодаря простым людям, которые живут рядом с нами по соседству. Расскажем о некоторых из таких предметах и их владельцах.

В марте 1985г. фонды музея пополнились тремя предметами, сбор которых провел Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, истинный краевед, ученый и ветеран нашего музея. Все сведения о предметах взяты нами из учетного документа, составленного Монгушем Бораховчием со всей присущей ему скрупулезностью.

Два из этих предмета носили утилитарный характер, то есть имели практическое значение: рубанок и ножницы для стрижки овец. А вот берестяной туес больше сувенирного характера.

Владельцем их был коренной житель Тувы из города Турана – Иван Васильевич Щеголев, родившийся 13 октября 1928г. в местечке Малиновка Пий-Хемского района.

Рубанок, со слов сдатчика и владельца, принадлежал его отцу. Раньше такие столярные инструменты были, наверное, в каждой семье, тем более в сельской местности, где практически все работы по дому выполнялись собственными силами. С помощью рубанка выравнивают поверхность деревянных досок. Видно, что данный рубанок самодельный. Основной материал – дерево, а резец из железа, длина рубанка 29 см, длина ручек 30 и 28 см.

Ножницы для стрижки овец принадлежали матери сдатчика. В акте мы нашли сведение, что эти ножницы были привезены из Советского Союза еще в 1920-е годы, когда Тува была суверенным государством — Тувинской Народной Республикой (1921-1944).

Ножницы для стрижки овец бывают одинарные и двойные. Одинарные ножницы изготовлены из цельного куска металла, заканчивающегося двумя лезвиями. Такие ножницы очень жесткие, для состригания шерсти нужно прикладывать достаточно серьезные физические усилия. Ими могут пользоваться только опытные стригали, чтобы не поранить животное во время стрижки.
Двойные ножницы состоят из двух отдельных лезвий, соединенных у основания болтом. Ручка приспособления выполнена в форме сердца, что существенно снижает нагрузку на пальцы и делает процесс стрижки более плавным. 
Данные ножницы из музейных фондов являются двойными. Размеры ножниц 27х7,5 см. Интересно, что на одном из лезвий есть клеймо в виде слова «Арти». Как удалось узнать из интернета, это, по всей видимости, клеймо Артинского завода – старейшего предприятия Урала, расположенного в п.Арти на юго-западе Свердловской области. Производство на Артинском заводе начали осваивать с 1809г. В 1827г. завод выпустил первые косы для сельскохозяйственных работ, закаленные по технологии создателя русского булата великого металлурга П.П.Аносова. С этого времени косы стали основной продукцией завода и были отмечены многочисленными международными наградами. Но помимо кос на заводе изготавливали и другие орудия труда из металла, в том числе и ножницы для стрижки овец.
Очень интересным является и берестяной туес, изготовленный самим владельцев – Иваном Васильевичем Щеголевым. В акте после названия предмета в скобках указано, что данный туес – это опытный образец. Типичный по форме туес имеет совсем небольшие размеры – высота 14 см и диаметр 14 см, он окрашен снаружи лаком, что свидетельствует о его не практическом назначении. Кстати, по нашему мнению, именно из-за лака береста впоследствии деформировалась и рассохлась, из-за чего в месте стыка она разошлась.
Туес отличается своим декором, по нижнему краю имеет орнамент в виде цепочки, по верхнему краю – в виде повторяющихся полукружий, напоминающих половину колеса. В центральной части тулова по всей окружности туес украшен примитивными картинками в лубочном стиле – изображениями обелиска «Центр Азии», лося и оленя на фоне реки, гор, солнца, облаков и летящих птиц. Картинка с «летящим» оленем ограничена по краям стилизованным Т-образным меандром. Все рисунки выполнены шариковой ручкой. В акте мы находим примечание М.Б. Кенин-Лопсана: «Для берестяного туеса автор использовал смешанный орнамент – русский и тувинский. И также автор использовал сюжет тувинской сказки».

В конце хотелось бы отметить интересную запись в акте, один экземпляр которого в обязательном порядке остается у владельца: «Тувинский республиканский краеведческий музей благодарит тов. Щеголева Ивана Васильевича за активное участие в сборе старинных вещей, необходимых для изучения истории родного края».
От имени современного Национального музея Республики Тыва также хотелось бы поблагодарить Ивана Васильевича и его родственников за участие в комплектовании музейных фондов. Так простые граждане нашей республики оставляют свой след в ее истории…
 
Комбу Э.В., отв. хранитель коллекции НМ РТ