Тханка буддийского божества – Зеленая Тара из фонда «Религиозно-культовые предметы» Национального музея РТ
Слово «Тара» означает «Спасительница». Считается, что ее сострадание ко всем живым существам, ее желание спасти всех от мучений сансары (длинной череды перерождений) сильнее, чем материнская любовь к собственным детям. Зеленая Тара – наиболее действенное и активное проявление всех Тар.
К Зелёной Таре обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице, как к защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, как к покровительствующему божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. Считают, что некогда, до реализации состояния Будды, Тара была женщиной, идущей по пути бодхисаттвы. Эта женщина приняла обет продолжать свой путь вплоть до достижения Просветления в теле женщины, и после достижения Высшего Просветления она проявляется в женских формах. Тара оказывает поддержку тем, кто стремится к Просветлению, и тем, кто ищет в ней защиту, она являет собой пример, что Просветление может быть достигнуто любым человеком — вне зависимости мужчина это или женщина.
На тханке Зеленая Тара изображена сидящей на лотосе, солнечном и лунном дисках в элегантной позе. Ее правая нога спускается с сиденья, тем самым символизируя готовность прийти на помощь. Левая нога согнута и находится в состоянии покоя. Изящным движением рук она держит цветы лотоса. Жест выражает дарование окончательного просветления.
Тханка c изображением божества окантована в три ряда разноцветных рамок из красной, синей и желтой парчи, а основной фон тханки из малиновой шелковой ткани с крупными национальными узорами. По верхнему и нижнему краю тханки сшиты специальные отверстия для вдевания круглых деревянных палочек, которые придают ей расправленную форму. Данная тханка поступила из Чадаанского буддийского центра, располагавшегося в юртах в местечке Кызыл-Чыраа Дзун-Хемчикского района в 1960 году. Фактически это был последний буддийский центр, реально функционировавший в период с 1946 по 1960 годы, после некоторого перерыва с 1932 года – с момента закрытия последнего хурээ в Туве.
Допай А.М., хранитель I-ой категории отдела учета и хранения фондов НМРТ