Уникальным явлением в истории развития культуры Хакасии стали погребальные маски таштыкской культуры I-V в. н.э., отразившие сложные культурно-этнические изменения, происходившие в последние века I тыс. до н.э в начале I тыс. н.э. на территории Южной Сибири.
В III в. до н.э. скифское время в евразийских степях сменяется гунно-сарматским. Сарматы на западе, хунны на востоке стали господствовать в Великой степи. К 209 г. до н.э. окончательно оформился хуннский племенной союз. Хуннский правитель (шаньюй) Модэ (209 – 174 гг. до н. э.), подчинив Центральную Азию, переходит к широкой завоевательной политике: покоряет племена тюркоязычных гяньгуней-кыргызов, живших у оз. Кыргыз-нур. Под давлением хуннов они переселяются на территорию Хакасско-Минусинской котловины, которая в 201 г. до н.э., также была захвачена хуннскими войсками. В результате смешения традиций пришельцев и аборигенов, после непродолжительного переходного периода, на рубеже нашей эры возникает новая таштыкская культура.
В таштыкское время погребальные склепы становятся одним из основных элементов ландшафтно-архитектурных комплексов нового типа. Такие комплексы состоят из одного или нескольких крупных склепов в форме низкой усеченной пирамиды. В таштыкское время переживает свой расцвет и еще одна культурная традиция, зарождающаяся еще в поздней тагарской культуре – изготовление погребальных масок.
Эти маски весьма реалистично воспроизводят облик покойного, вплоть до раскраски или татуировки на его лице. Спокойствие, умиротворение и отрешенность характерны для выражения лиц усопших на масках, придавая им сходство с буддийскими скульптурами Средней и Центральной Азии той эпохи.
Антропологи установили, что именно в это время (I-Vвв. н.э.) начинает формироваться внешний облик современных хакасов.
Как они выглядели древние люди таштыкской эпохи? На кого они были похожи? Это один из самых интригующих вопросов современной истории Хакасии. Не очень многие цивилизации мира донесли до нас изображения своих далеких предков. К ним, благодаря трудам археологов и историков и творениям художников и скульпторов таштыкской эпохи, несомненно, принадлежит Хакасия.
Отличительной чертой таштыкской эпохи являлся погребальный обряд. В эту эпоху существовало несколько различных типов погребальных сооружений. Широкое распространение получили грунтовые могилы и склепы. Стены склепов укреплялись деревом изнутри, потолок выкладывали бревнами и покрывали сверху кусками бересты. После полного заполнения склепа покойными его поджигали.
Умерших хоронили как по обряду трупоположения, в этом случае с телом предварительно производили посмертную манипуляцию с целью мумифицирования, так и по обряду трупосожжения, в этом случае прах умершего зашивали в куклу манекен набитую травой, на лицо умершего или манекена накладывали гипсовую погребальную «маску». Погребальные маски отражают идею сохранения облика умершего, идею культа предков и идею веры в загробную жизнь.
Маски делались из белой гипсовидной терракоты смешанного состава. Совершенно очевидно, что такие маски никак не могли изготовляться механически. Это произведения искусства, но не только скульптурного, но и живописного, так как они, раскрашивались поверх узорами, нанесенными в основном красной и черной краской. Узоры передавали татуировки лиц покойных. Таштыкские маски очень портретны благодаря высокому мастерству таштыкских скульпторов.