О шапке Великого хана

О шапке Великого хана

С 27 октября по 27 ноября в Национальном музее РТ экспонировалась выставка «Хаан Хаанов» из Монголии. Центральное место занимал основатель Великой Монгольской империи – Чингис-хаан. Он показан сидящим на троне уже в преклонном возрасте. На нем характерный для средневековья головной убор и монгольский парадный халат.

Монгольский головной  убор Чингис-хаана представляет  собой колпак, скроенный из плотной ткани. У него круглая, плоская матерчатая тулья, соединенная сзади в свободно лежащие бортики прямоугольной формы. Отворот этой шапки сделан из белого меха пушного зверя — норки, плотно прилегающий к тулье. Белый пушистый мех красиво сочетается с нежно-молочной материей тульи, которая сшита из пяти клиньев. Подклад из черной саржи. На верхушке шапки фигурка хищной птицы с раскрытыми крыльями, сидящей на лапах на небольшом выступе, от которого ниспадают барельефные узоры в виде волн.

Хищная птица — один из основных мотивов скифо-сибирского звериного стиля. Образ хищной птицы играет большую роль в мировоззрении всех индоевропейских народов, в том числе кочевников средневековья. Это отражено в мифах и религиозных представлениях. В изобразительных источниках хищные птицы показаны в различных позах. Чаще всего встречаются летящими с раскрытыми крыльями, спокойными сложенными крыльями или во время терзания своей добычи – зайцев, змей и др.  В данном случае, т.е. на шапке Чингис-хана, показана сидящая птица с  распростёртыми крыльями. Можно добавить, что кочевые народы Евразии начала нашей эры и вплоть до средневековья являются наследниками номадов скифской эпохи. Возможно, это закреплено традицией, передающей из поколения в поколение.

Лобную часть шапки Чингис-хаана украшает брошь круглой формы, состоящая из красного камня, имитирующей рубин, вставленный в гнездо, окаймленный узорными бортами.

По мнению этнографов, подавляющее большинство головных уборов Золотой орды шилось из четырёх или более сегментов. По шапке можно отметить национальные признаки средневекового головного убора. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки монгольских воинов от ветра и метели.

В монгольском этикете этот головной убор имел большое значение. Наступить на него или перешагнуть через него — это, по понятиям монголов, все равно, что наступить или переступить через голову человека. Большим грехом считалось также бросать убор так, чтобы он упал макушкой вниз. Во время различных торжественных событий: в произнесении приветствий, благопожеланий и речей, разрезании почетной доли мяса, поднесенного гостю и т. д. полагалось надевать шапку, чтобы выразить свое уважение к гостю, к окружающим, к происходящим событиям.

Высота шапки примерно 33 см. Полуокружность шапки – 42 см. Ширина борта из белого меха – 9 см., его длина – 72 см. Форма шапки спереди напоминает шапку на портрете Чингис-хаана (рисунок при внуке Хубулае).

На каменных изваяниях VII—IX вв., открытых на территории Монголии и Тувы, также можно видеть изображения головных уборов, похожих на монгольские, т.е. головной убор Чингис-хаана.

Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории НМ РТ

Использованная литература:

История монголов: История первых четырех ханов из дома Чингисова / Джовани дель Плано Карпини. – М.: Алгоритм, 2008. – 336 с.

Н. В. Кочешков. Головные уборы монголов XIX — начала XX в. (По материалам музеев МНР и частного собрания У. Ядамсурэна). — Советская этнография. – 1973. — №3. Стр. 134-141.

Залина Джиоева: «Чингис-хан. Аланский след».

Королькова Е.Ф. Фигурки хищных птиц с распростёртыми крыльями в искусстве кочевников Алтая и Северного Китая // Тезисы докладов научной конференции аспирантов и соискателей. Гос. Эрмитаж. Новые атрибуции, открытия, находки. СПб., 1994.

Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.;Л., 1960.