Ритуальный предмет – тос-карак (по-русски девятиглазка) является важным элементом тувинской культуры: ее знаково-символические возможности используются не только во время ритуалов и обрядов, но и в музейной сфере.
В XX в. человечество вступило в эпоху глобализации и обновления местной культуры новыми современными чертами, чаще всего европеизированными. Многие предметы материальной культуры тувинцев утратили национальные элементы, что можно увидеть на примере многих бытовых предметов, в том числе тос-карак, особенно с середины прошлого века. В настоящее время работы современных мастеров существенно отличается от традиционной. Вводятся новшества на предметах, поэтому изучение их в сравнительном плане становится актуальной в данное время.
В XX в. новые социально-политические ситуации и культурные перемены повлияли и на сознание человека. В тоталитарном режиме вовсе забыты ритуалы и обряды, связанные с предметами материальной культуры, в том числе и с тос-карак, только изменение политической системы в нашей стране в 1990-е гг. подтолкнули людей на мысль возродить свою традиционную культуру и обратить свой взор на старинные предметы, вышедшие из бытового употребления. В этой ситуации тос-карак, как составная часть духовной культуры тувинцев, вызывает пристальное внимание многих исследователей.
Несмотря на возросший интерес к ним, эти вещественные предметы, обладающие такими музейными свойствами, как информативность, аттрактивность и экспрессивность, до сих пор недостаточно изучены как музейный артефакт. Тос-карак можно отнести к числу предметов, не попадавших в сферу специального научного интереса как музейного объекта со всех сторон. Это вызвано такой причиной, как отсутствие широкого круга специалистов, заинтересованных в данном виде источника, в первую очередь этнографов и искусствоведов. Изучение тос-карак как артефакта музейной культуры показывает уникальность как раритетной вещи, декоративно-прикладного искусства и феномен народной культуры.
В работах ведущих ученых Тувы и России (Л.П. Потапова, С.И. Вайнштейна, М.Б. Кенин-Лопсана, Е.В. Айыжи), чьи работы важны при изучении поставленной темы, показаны тос-карак как предмет материальной и духовной культуры. Тос-карак является предметом ритуальных действий.
Ритуалы – совокупность строго регламентированных символических действий, направленных на поддержание окружающей действительности или изменение ее отдельных элементов [5, с. 122]. Ученые подразделяют ритуалы по происхождению или по функции.
Так, ритуальные действия с помощью тос-карак относятся к последнему. Можно отнести их к ситуативному, т.к. ритуалы у многих народов проводятся по какому-либо поводу или личной необходимости, могут быть публичными. По словам Е.И. Карташовой, «предметы быта, ставшие характерными знаками своего времени, могут обладать насыщенным содержанием» [3, с. 128]. Вещественные предметы материальной культуры отмечены в трудах сотрудников музея, изучавших фонды Национального музея РТ. Так, в статье Б.С. Майны рассмотрены коллекции предметов утвари из дерева, С.С. Тулуш описала коллекцию кремневых ружей чактыр боо кустарного производства, авторы Л.К. Монгуш и Ш.Х. Монгуш показали обзор коллекции земледельческих предметов, Дыртык-оол М.О. и Дыртык-оол А.О. проанализировали проблемы хранения и популяризации коллекции колыбелей тувинцев. Cотрудником музея Ш.Х. Монгуш, работавшей хранителем этнографического фонда, ныне методистом отдела истории и этнографии, изучена коллекция тос-карак в фондах НМРТ. Автор обратила внимание на разновидности предметов, в зависимости от их внешнего оформления. Выявила, что западные тувинцы называют «чашкыыш», а восточные «чажыг-ыяжы», и сгруппировала по временным периодам. Ею выявлено авторство некоторых из них и новшества технологии данных предметов.
О функциональном значении тос-карак отмечено в труде М.Б. Кенин-Лопсана: «Утром хозяйка варит чай с молоком. Сначала она брызгала чай девятиглазником в огонь под треножником, затем выходила из юрты и брызгала чай тем же девятиглазником в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки, если она была, и произносила слова благословения:
Помилуй нас, тайга моя!
Помилуй нас, девять небес моих!
Помилуй нас, солнце!
О милости вашей прошу вас! [4,с. 40]
Кенин-Лопсан собрал интересные материалы, касающиеся об обращении тувинцев к Солнцу. «Считалось, что молитва солнцу – одна из главных молитв среди девяти. Поэтому тувинцы каждое утро обращались к нему с молитвой и разбрызгивали из пиалы чай с молоком в его сторону. Затем брызгали в огонь очага, и только после этого пили сами» [4,с. 63].
Число «девять» для тувинцев считается сакральным числом. По данным Кенин-Лопсана, тувинцы соблюдали девять обычаев. Он считает, что «если тувинское дитя поклонится Долаану-богу в возрасте девяти лет, то у этого ребенка будет долголетие» [4,с. 74].
В 2009 году преподаватели Тувинского государственного университета и сотрудники Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва во время экспедиции побывали в местности Беш-Богдо (Монголия) у этнических тувинцев. Нам показали ритуальный предмет, не с девятью выемками, а с тринадцатью. На вопрос: «Почему «тринадцатиглазка?», было дано много ответов. Но в основном они сводились к следующему: во-первых, этнические тувинцы в Баян-Ульгийском аймаке поклонялись тринадцати священным горам Монголии; во-вторых, они поклоняются священным тринадцати рекам, озерам, которые также считались для них родовыми» [2, c. 83-84.].
По данным Ш. Х. Монгуш, еще в 2008 г. в коллекции НМРТ насчитывалось 42 ед. тос-карак. В течение последующих 10 лет в фонды поступило еще 8 предметов.
Список литературы:
1. Дыртык-оол М.О., Дыртык-оол А.О. Коллекция колыбелей Национального музея Тувы как этнокультурное наследие тувинцев // Новые исследования Тувы. 2019. №2. — С. 95-104.
2. Исследование межкультурных взаимодействий народов Тувы, Красноярского края Российской Федерации и Монголии. По результатам полевых этнографических экспедиций (2009-2010 гг.). – Кызыл, 2015. — 127 с.
3. Карташова Е.И. Микроистория музейного предмета: к проблеме метода экспозиционной интепретации // Вопросы музеологии. — 2010. — №1. — С. 126-132.
4. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Перевод с тув. яз. А.А. Дугержаа, А.С. Дембирел. — Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. — 232 с.
5. Лбова Л.В., Табарова А.В. Культура, искусство, ритуал. Происхождение и ранние этапы. — Новосибирск: НГУ, 2009. — 142 с.
6. Майны Б.С. Древние традиционные формы и украшения деревянной утвари у кочевников Тувы // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. – Кызыл, 2019. — С. 243-249.
7. Монгуш Ш.Х. О коллекции ритуальных ложек – «тос-карак» из фондов Национального музея Республики Тыва // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. научных статей. — Горно-Алтайск: РИО Г-А. госуниверситета, 2008. — С. 114-117.
8. Монгуш Л.К., Монгуш Ш.Х. Предметы земледелия у тувинцев как источник по изучению традиционного хозяйства // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-Ермолаевские чтения 2020 практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.),посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. – Кызыл, 2019. — С. 184-189.
9. Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. – М.: «ПРОГРЕСС» «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 436 с. Том 2.
10. Трофимова Т.А. Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2012. — №2 (6). — С. 129-134. 11. Тулуш С.С. Коллекция охотничьих кремневых ружей в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. – Кызыл, 2019. — С. 197-202.
Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ