В фондах тувинского музея есть уникальная коллекция шаманских атрибутов. Многие из них поступили в музей путем сбора этнографических материалов в ходе экспедиций по Туве. Активным собирателем шаманских предметов является известный шамановед Тувы, доктор исторических наук Монгуш Борахович Кенин-Лопсан.
Шаманский «плащ» для камлания (хамнаар тон) представлял собой сложный комплекс, где каждый элемент выполнял свою функцию, имел строго определенную смысловую нагрузку. Шили его обычно из шкур домашних коз и овец, либо оленя. Иногда на плечах клювами друг к другу прикрепляли фигурки двух черных воронов, вырезанных из дерева. В их функции входила «разведочная служба» шамана – поиски пропавшей души, распознавание злых духов и т.д. Вдоль рукавов по швам плаща пришивали тонкие меховые ленточки из шкуры, снятой с ног рыси (алды чуруу). Могли использовать и кусочки шкур других зверей, например, лисицы или волка.
Сзади на плечах шаманского плаща находились два кольца, предназначенные для закрепления «змей» — эгин чылан (плечевая змея). Их делали из ткани разных цветов, головы обтягивали красной материей, а хвост – шкуркой зверя. Головы змей по девять вместе прикрепляли к железному кольцу таким образом, что мохнатые хвосты их свободно свисали до самой земли. Из семи разноцветных шерстяных ниток делали змею с семью хвостами. Это чээп чылан – шерстяная змея. На шаманском плаще они располагались двумя группами по семь.
Из обработанной шкуры зверя (или из материи) вырезали манчаки – шнуры длиною примерно в 15 см. – символизировали способность шамана летать, служили ему крыльями. Распределение их на плаще традиционно: на правой поле – четыре узла шнуров; на левой поле – девять узлов шнуров. Каждый узел состоял из трех связок. В общей сложности полный комплект манчаков включал 13 узлов и 156 шнуров.
Сзади на плаще между лопаток шамана прикрепляли пять связок трубочек из железа или меди – дудки-свирели (конгураалар): нижний конец широкий, а верхний – узкий, с отверстием для продевания в кольцо. Всего их должно быть 15. К каждой трубочке-дудке обычно добавляли колокольчик (конгулдуурлар). Могли ограничиться и одним большим колокольчиком, подвешенным посередине всей связки дудок. Бренчание дудок и колокольчиков сопровождало каждое движение шамана.
Поперек спинки под колокольчиками помещался поперечный ряд из девяти «полосатых змей» (тос чылан), каждая из которых снабжалась глазами из бус и кожаными хвостами, разрезанными на маленькие ремешки.
Шаманский головной убор делали на основе налобной повязки. С внешней стороны околыша вышивали ромбический орнамент, прикрепляли «медный нос» (хола хаай) и «медные глаза» (хола карак). Вокруг глаз – круги из красной ткани.
Основное украшение головного убора – 40 больших и 20 малых перьев орла (саннаш), пришитых изнутри вдоль верхнего края околыша. Головной убор с орлиными перьями олицетворял мощь и славу своего владельца.
Венчали шаманский головной убор два длинных маховых пера – плавное черное крыло (суук-кара), которые, как считалось, помогали шаману преодолевать сопротивление воздуха во время высокого «полета». К кончикам суук-кара прикрепляли ыдык из лоскутков ткани белого и красного цветов. По бокам головного убора крепились две ленты из красной ткани (маак).
Бубен (дунгур) имели право носить только «сильные» шаманы. Материалом для изготовления обечайки бубна служила лиственница. На рукоятке бубна часто вырезали изображения мифической птицы Хан-Херети и шамана. На другом конце рукоятки изображали трех змей, которые как бы обращаются к Хан-Херети. К верхней, основной, части рукоятки всегда прикрепляли ыдык из трех лоскутов ткани: красного, белого и синего цветов. Перекладину шээжеп делали из тальника. На ней подвешивали бронзовые дудки-свирели и двенадцать наконечников стрел.
Колотушку делали из корня сосны или можжевельника, иногда из корня кедра или наплыва на его стволе. Ударная сторона колотушки обтягивалась шкурой медведя или горного козла. Обратная сторона дополнялась четырьмя звенящими кольцами и украшалась орнаментом. В отверстие рукояти продевали полоску белой ткани и завязывали на ней петлю (илдирге), которую надевали на палец или на руку. Шаманы использовали колотушку двояко: били ею в бубен и гадали по ней о судьбе человека.
Список использованной литературы:
- Вайнштейн С.И. Тувинское шаманство. Изд-во «Наука». М., 1964.
- Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря. М., «Памятники исторической мысли» 1998
- Дэвлет М А. Петроглифы Мугур-Саргола. Изд-во «Наука» М., 1980.
- Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск, Изд-во «Наука» 1987.
- Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. Изд-во Трансперсонального Института. 1999.
Монгуш Ч.А-С., методист отдела истории и этнографии НМ РТ