Первые достоверные государственные природоохранительные акты относятся ко времени существования Киевской Руси. В древнейшем собрании письменных документов русского права – «Русской правде» (XI в.) – есть статья, предусматривающая возмещение убытка за разорение гнезда диких пчел. При этом цена – 3 гривны (гривна – слиток серебра весом около 200 г.) – соответствовала штрафу за украденного княжеского коня и была втрое выше штрафа за украденного вола.
Установление этих первых природоохранительных законов связано с именем киевского князя – Ярослава Мудрого. В конце XI – начале XIII в. в «Русской правде» появились статьи из ловчих орудий или охоту на чужих землях. И хотя эти ограничения защищали не столько зверей и птиц от истребления, сколько собственность феодалов, они все-таки создавали определенные условия для контроля за степенью и характером использования некоторых видов природных ресурсов, помогали предотвратить резкое истощение их запасов.
В XVII в. появился царский документ (грамота одному из сибирских воевод), свидетельствующий о понимании государственными деятелями того времени значения леса как среды обитания для ценных животных (в нем предписывались меры по предупреждению лесных пожаров).
Во второй половине XVII в. в царствование Алексея Михайловича, было принято 67 указов, ограждающих от истребления ценных промысловых животных. В них закреплялись сроки охоты, запретные для охоты зоны, определялись и наказания за нарушение установленных правил.
Ограничивающие природопользование законы в послепетровское время относились преимущественно к промысловым животным. В принятом в 1773 г. Законе об охоте была запрещена ловля зверей и птиц в период их размножения.
Исключительно весомый вклад в дело охраны природы России внесло Русское географическое общество вместе со своими отделениями на местах. В 1912 г. По инициативе акад. И.П.Бородина при Географическом обществе была создана Постоянная природоохранительная комиссия, цель которой состояла в том, чтобы вызвать интерес у широких слоев населения и правительства к вопросам охраны памятников природы России.
Крупнейшие ученые России – В. В. Докучаев, Г. А. Кожевников, Н. В. Насонов, В. М. Житков, В. П. Семенов-Тянь-Шанский и др. – настойчиво выступали за создание заповедников, учитывая их огромное значение для всего дела охраны природы.
Однако развитие государственной природоохранной деятельности в условиях царской России вступило в противоречие с частной собственностью на землю. В 1916 г. царское правительство все же приняло общий закон о заповедниках, разработанный Постоянной природоохранительной комиссией Русского географического общества совместно с Академией наук. Основная задача, которая ставилась перед заповедниками, — спасти то, что еще можно спасти от истребления, особенно редкие виды животных и растений. Создание заповедников расценивали как основную форму охраны природы, противопоставляя тем самым охрану природы использованию ее богатств.
Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила частную собственность на все богатства природы. Установление взаимоотношений человеческого общества и природы стало исторической задачей социалистического государства, частью программы строительства коммунизма. С первых дней Советской власти охрана природы рассматривалась не только как важнейшая государственная задача, но и как дело всего народа [8]. На основании Советских документов и законов и осуществляется в настоящее время охрана природы нашей страны.
Необходимо отметить, что географическая среда оказывает известное влияние и на формировании национальных обычаев и традиций, на формирование национального характера, на культуру и быт народа. И национальные традиции, и обычаи складываются как формы отношения к окружающей родной природе, к привычному образу жизни и быта, например, процесс формирования национальных традиций и обычаев, связанных с любовью к родному краю, природе, климату.
Традиции и обычаи тувинского народа являются неписанным правилом, даже законом, передающимся путём общения в своей семье, среди «своего» народа [6].
Еще в недалеком прошлом коренное население Тувы занималось кочевым скотоводством. Благополучную жизнь кочевники считали проявлением благосклонности высших сил. Тувинцы обожествляли природу и считали себя ее детьми. Любая хозяйственная деятельность сопровождалась обрядами и ритуалами, направленными на прошении у природы-матери прощение за свои действия, чтобы впоследствии это не отразилось на человеке или его родных. Обожествление природы было залогом рационального природопользования.
Развитие кочевого скотоводства проходило в адаптации жизни скотоводов к степным экосистемам – в появлении различных экологических традиций, в накоплении опыта ведения хозяйства, выработке экологической культуры равновесного осуществления с окружающей природой.
С возникновением охотничьей деятельности у древних народов появилась охотничья магия, различные группы охотников разрабатывали свою мифологию – культовые обряды, причем не только до охоты, но и после ее завершения. Культовые обряды сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Охотники-скотоводы, оленеводы вырабатывали суровые правила воздержания, табу. Устанавливались сроки места и разрешенной охоты, лимитирование нагрузки на животных во время охоты – учет возраста, физиологического состояния, количества, окраски шерстного покрова и др.
Сохранение численности охотничьих животных лимитировалось и священными охотничьими территориями. Этнические сообщества имели священные территории периодически сменяемые, которые обычно ограничивались одним урочищем, местом, участком тайги, степи, озером или речкой. Эти места по аналогии с нашим временем были заповедниками, только с той разницей, что их никто не охранял. Люди боялись посещать такие места в связи с пропагандой шаманов о якобы существовавшим сильном духе (хозяине) в тех местах.
Священные территории этнических сообществ играли роль ресурсообразующих традиций – лимитирующих, а порой и запрещающих охоту на промысловых животных [1].
Тувинская Народная Республика (ТНР) образована на Всетувинском Учредительном Хурале 15 августа 1921 г. Конституцию ТНР принимали в 1921, 1924, 1926, 1930, 1941 гг. Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и другие законы также с принятием новых основных законов менялись несколько раз. Частая смена Основного закона ТРН вызвана глобальными изменениями в жизни тувинского общества.
Однако в конституциях ТНР 1921 и 1924 гг. нет норм о природопользовании, экологической безопасности, охраны окружающей среды. Данный факт можно объяснить основным приоритетом тувинского общества на этот период – становление тувинской государственности, самоопределение, объявление независимости от Монголии и Китая, в связи с чем вопросы экологии являлись второстепенными [2].
Традиционные верования тувинцев не позволяли небрежно относиться к природе, брать от нее сверх надобности, наносить ей ущерб [12]. Природу тувинцы обожествляли. Тувинцы очень бережно относились к благам земли. Например, ягоды собирались только вручную, не наступали на ягодные кусты, не пускали скот на ягодные места, детям запрещалось ходить по ягоды, пока они не созревали, принимали меры по предотвращению пожаров в тайге.
Так, например, ни одному тувинцу не придет в голову охотиться на медведя. Медведя убивают, когда нет другого выхода, когда зверь нападает. Тувинцы при этом стараются не попадаться у него на пути. Медведя называют «ирей», старик, а чаще – «хайыракан», «могущественный господин». Во время охоты тувинцы избегают употреблять даже эти косвенные имена.
Убивать медведя никак нельзя. И тувинец, которому все же пришлось убить медведя, испытывает чувство вины. Он опускается на колени перед мертвым животным и просит простить за свое преступление, обхватывает задние лапы зверя и клянется, что вовсе не хотел его убивать. Даже упоминать об этом страшном проступке ему строго запрещено. Тувинцы прилагают все усилия, чтобы избежать гнева даже мертвого властелина! Нельзя перешагивать через его труп!
Помимо охоты значительный вклад в рацион тувинцев вносит рыбалка. Но ловить рыбу разрешается не везде. У тувинцев есть негласное табу на рыбалку в священных озерах Тоджи. Существуют и строгие ограничения для русских. Но в этих землях, богатых водоемами, остается достаточное количество других озер, рек и ручьев, чтобы обеспечить богатый улов. Рыбу ловят копьями, стрелами из лука, на удочку и сетями [10].
Казалось бы, при таком отношении коренного населения к природе не требуется охрана, надзор и контроль со стороны государства. Однако данное мировоззрение подвергается трансформации ввиду вмешательства советской, коммунистической идеологии, модернизации хозяйственно-экономической составляющей Тувы в целом; также активное освоение природных ресурсов на территории ТНР советской Россией противоречило отношению к природе и вызывало недовольство местных жителей. Обстоятельство требовало установления норм и организаций для защиты природных ресурсов [2].
С принятием Конституции ТНР 1926 г. Вырабатывается единая хозяйственная политика, земля и ее недра, леса, воды и их богатства объявлены народным достоянием. Общие права землепользования, пользования недрами, лесами и другими природными богатствами вправе устанавливать Великий Хурал и Малый Хурал, которые утверждены указанной конституцией как верховная власть. Право пользования землей, недрами, водами ТНР регулируется также отдельными законоположениями [5]. Исполнением норм, регулирующих охрану окружающей среды, возлагалось на органы местного самоуправления – малые хуралы трудящихся, которые были наделены полномочиями издавать обязательные постановления в сфере охраны природы. Малые хуралы трудящихся издавали постановления, связанные с санитарной охраной водоемов, порчей лугов, деревьев, борьбой с потравами, эпизоотией, вредителями, предпринимали нормативные меры по противопожарной безопасности лесов, степей, пастбищ.
С принятием Конституции ТНР 1941 г. и Уголовного кодекса ТНР того же года количество норм, связанных с экологическими нарушениями, увеличилось по сравнению с предыдущими. Так, экологическими преступлениями в ТНР были признаны: разработка недр земли с нарушением установленных правил; рыбная ловля в реках и озерах, имеющих общегосударственное значение, без надлежащего на то разрешения, в запретное время, в недозволенных местах либо недозволенными средствами, способами и приемами; охота в запрещенных местах в запрещенные сроки или на запрещенного зверя, а равно и запрещенными способами.
Так, в Конституции ТНР 1944 года [9], за нарушение законов о национализации земли, выразившееся в совершении в прямой или скрытой форме купли, продажи, запродажи, дарения и залога, а также самовольной мены земельных участков и вообще всякое неразрешенное законом отчуждение прав трудового пользования на землю, влечет за собой лишение свободы на срок до трех лет.
За разработку недр земли с нарушением установленных правил – исправительные работы на срок до одного года.
За производство рыбной ловли в реках и озерах, имеющих общегосударственное значение, без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями, способами и приемами влекло за собой исправительные работы на срок до одного года, или штраф до 500 акша, с конфискацией орудий труда и незаконно добытой рыбы.
За производство охоты в запрещённых местах, в запрещенные сроки на запрещённого зверя, а равно запрещенными способами и орудиями, влекло за собой исправительные работы на срок до одного года, или штраф до 500 акша, с конфискацией незаконно добытого и орудий охоты.
За нарушение постановлений, изданных в интересах охраны лесов от хищения и истреблений – исправительные работы на срок до одного года или штраф до 500 акша, с конфискацией незаконно добытого леса.
Таким образом, общественно-политические, экономические и культурные трансформации в тувинском обществе, появление независимого нового государства – Тувинской Народной республики, сформировали законодательное обеспечение охраны природы и их дальнейшее развитие. Нормативно-правовой механизм охраны окружающей среды имеет на сегодняшний день огромное значение в формировании экологических норм, так как создает и благоприятствует необходимые основы для рационального природопользования, восстановлению природных ресурсов и их защиты в национальное экологическое законодательство.
Список литературы:
1.Аракчаа Л. К. Истоки экологического воспитания: Учебно-методическое пособие. – Кызыл: Тувинское книжное издательство. 2004. С. 25-39.
2.Биче-оол А. М. Экологическое законодательство тувинской народной Республики (1921-1944 гг.) // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (31 января 2019 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2019. С. 80-81.
3.Богатырев Н. М. Задачи краеведения в ТНР // Музей и вопросы сохранения, изучения и использования культурного наследия: Материалы научно-практической конференции,Кызыл, 2014 г. Новосибирск: ИД «Сибирские огни». 2014.
4.Дыртык-оол А. О. Исторические фотографии В.П. Ермолаева в коллективных монографиях Тувы // Первые Республиканские Ермолаевские краеведческие чтения (9-10 октября 2012 г.). Кызыл, 2013. С. 38-41.
5.Дубровский В. А. Конституции Тувинской народной республики // Ученые записки. Вып. VI. Кызыл: ТНИЯЛИ. 1958. С. 276 – 277.
6.Монгуш О. С. Традиции тувинского народа в общении с природой как часть экологической культуры в образовании школьников. // Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона: Материалы I-й международной научно-практической конференции. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН. 2003. С. 179-181.
7.Монгуш Ш. Р., Монгуш Ч. Б. Правовые основы политики Республики Тыва в области охраны окружающей среды // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы V-ой международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2018. С. 178.
8.Охрана природы России. / Под редакцией заместителя председателя Президиума Центрального совета ВООП профессора А.А. Иноземцова. – Воронеж: Издательство Воронежского университета 1981. С. 40-50.
9.Сборник законов и основных постановлений Правительства ТНР. / под общей редакцией Х. Анчима и С.Т. Чимба. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 1944. С. 168-169.
10.Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы; в 7 т. Т.6: Танну-Тувинская Народная Республика (1921-1944) / Составитель С.К. Шойгу. – М.: Слово/Slovo. 2007.
11.Об охране окружающей среды // Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. От 31.12.2017).
12.Чистик Ж. К. Экологическая культура тувинского этноса. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010 – С. 176.
13.TAR criminal (eryy) Tyrymy. Ystykyy syygyden yndyrgen. Kyzyl, 1934. 73 c. (Уголовный кодекс ТНР. Издание Верховного суда. Кызыл, 1934)
14.TAR ystyky syygy. Kьzьl. 1942. 64 с. (Верховный суд ТНР. Кызыл. 1942)
Саая О.В., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ