К Году культурного наследия народов России: КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО ТУВЫ. КОЛЛЕКЦИЯ ТАГАНРОГСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

К Году культурного наследия народов России: КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО ТУВЫ. КОЛЛЕКЦИЯ ТАГАНРОГСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

В фондах нашего музея хранится небольшая, но интересная коллекция тувинского камнерезного искусства. В ней собраны подлинные произведения тувинских мастеров.

Камнерезное искусство, являясь традиционным творчеством тувинского народа, имеет всероссийский и мировой статус, а скульптуры малых форм из агальматолита тувинских камнерезов находятся в сокровищницах мировых и российских музеев. Мягкий камень агальматолит тувинских месторождений стал основным материалом для камнерезных изделий тувинцев.

Агальматолит – самый распространенный в Туве поделочный камень, называемый по-тувински «чонар-даш». Название агальматолита происходит от греческих agalma–изваяние, статуя, украшения и lithos — «камень». Традиционно добыча камня осуществляется в конце сентября – начале октября, когда земля начинает промерзать. Причем затягивать с обработкой нельзя — агальматолит мягок и податлив только в первое время после того, как извлечен из земли. Вначале на ощупь он напоминает кусок мыла — настолько у него гладкая поверхность. Но чем дольше камень лежит на воздухе, тем больше твердеет.

Саая Мижитеевич Когел — центральная фигура среди родоначальников тувинского прикладного искусства и народного ремесла. Жизнь и творчество этого удивительного человека — урок высокого гуманизма, подлинно любовного отношения к миру животных. Как старейший мастер-прикладник, Саая Когел сумел на протяжении многих лет сохранить в себе преданность традициям предков. Прекрасно зная животных, он умышленно отступает от натуры для достижения большей выразительности. Утрируя какую-либо часть тела зверя, подчеркивает типичные черты животного, усиливая эмоциональное воздействие на зрителя: соблюдая анатомию и пропорции, чуть удлиняет некоторые части тела, богато и тонко декорируя линейным орнаментом, в результате этого скульптура получает сказочное звучание. Так воспринимается и его работа «Марал», представленная в коллекции нашего музея.

Дондук Хертекович Дойбухаа – один из самых известных и уважаемых современных мастеров, который происходит из семьи потомственных камнерезов. Образы этого резчика отличаются силой и мощью, свою скульптуру он наделяет внутренней энергией, вносит в нее ритм и динамику сегодняшней жизни. В коллекции нашего музея он представлен работой «Арзылан».

Излюбленными персонажами тувинских камнерезов являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение «арзылана» (льва), который с настоящим львом (в Тыве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об «арзылане» издавна проникли в Тыву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами. В тувинском народном творчестве образ арзылана стал воплощением мощи и силы, и в изображении этого существа тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Богатая, неудержимая фантазия отличает и работы Дондука Дойбухаа, который вырезал больше тысячи арзыланов. Его работа «Арзылан» из серебристо-серого камня, представленная в нашем музее, особенно фантастична. Мастер вырезал из агальматолита фигуру арзылана с большой головой, разинутой пастью и поднятой мощной лапой, длинным хвостом и большой гривой, украшенной орнаментальными завитками.

Хотим также рассказать о признанном мастере своего дела Олеге Сапчаковиче Барбе. Его творчество представлено в собрании нашего музея скульптурой «Дракон».

Дракон – крылатый змей, мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера) и крыльев птицы. В тувинский эпос образ дракона перешел из фольклора народов Индии, Монголии и Тибета, с которыми Тыва имела в прошлом историческую связь. В Тыве устное народное творчество влияло на создание мифологических образов в камнерезном искусстве. Фантастический персонаж, хранящийся в нашем музее, взят резчиком из народного эпоса. Работа мастера, вырезанная из белого агальматолита, является непревзойденным шедевром. Ажурный орнамент, словно роскошный гребень, украшает хищно изогнутую спину и хвост чудовища.

Особенное изящество, грациозность, легкость свойственны скульптурным произведениям Валерия Окпан-ооловича Ооржака. Одним из самых красивых и популярных сюжетов в камнерезном искусстве Тывы является двугорбый верблюд.

Именно скульптура двугорбого верблюда работы В. Ооржака, представлена в коллекции нашего музея. В работе «Верблюд» много наблюдательности, творческой выдумки, выразительных деталей. Мастер умеет в простом и незамысловатом сюжете выразить красоту и поэзию животного мира, стремясь передать с помощью верблюжьих горбов равновесие движущихся масс и объемов. Два горба, наклоненные в разные стороны, мягко обвиваются линиями, имитирующими пряди шерсти, также идущие в разных направлениях, чем, в свою очередь, создается ритмическое и орнаментальное богатство.

Бригад Санчаевич Дупчур не только резчик-камнерез, но и поэт, прозаик, композитор, мастер по изготовлению музыкальных инструментов, удостоенный в 2008 году звания «Народный художник Республики Тыва».

В своей работе «Всадник на верблюде» Б.С. Дупчур использует распространенный в тувинском камнерезном искусстве декоративный принцип образности. Чувствуется, что мастер увлечен этим приемом, стараясь любое животное стилизовать, превратить изображаемого в символ. Его природная наблюдательность позволяет безошибочно уловить «характер» животного, его фактурные особенности и создать из камня удивительную фантазию на эту тему.

Хотим рассказать и о мастере, который сочетает традиционные навыки с профессиональным художественным образованием. Владимир Шомбулович Салчак — член Союза художников России, заслуженный работник Республики Тыва, камнерез, музыкант и изготовитель музыкальных инструментов.

В. Салчак добился больших успехов в искусстве резьбы по камню. В нашем музее находится его работа «Сарлык». В «Сарлыке » В. Салчак доводит до предела типизацию животного. Это уже не просто обыкновенный тувинский як. Величественная голова, увенчанная огромными рогами, гордый взгляд, царственный поворот–все говорит о том, что природа и ее герой — сарлык – совершенны. В художественном почерке В. Салчака ощутимы особенная решительность, рациональная, конструктивная четкость. Пластика его скульптуры покоряет своей законченностью, отшлифованностью и строгой монументальностью, которая в целом характерна для искусства Тывы.

Камнерезное искусство Тывы уже давно стало феноменом и памятником культуры, имеющим большую художественную ценность, и на сегодняшний день оно составляет одну из ярчайших граней декоративно-прикладного искусства Российской Федерации.

Материал подготовлен: Таганрогский художественный музей