КОМПАКТ-ДИСКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФОНОДОКУМЕНТОВ НМРТ

КОМПАКТ-ДИСКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФОНОДОКУМЕНТОВ НМРТ

Научившись с помощью письма закреплять и передавать информацию во времени и пространстве, человек с давних пор пытался зафиксировать на материальном носителе свою речь и звук. Решение этой задачи во многом было продиктовано общественными потребностями. Дело в том, что звукозапись позволяет в несколько раз ускорить процесс документирования [5].

Мысль о сохранении, консервации звуковых образов возникла очень давно. В конце 1877 г. Томас Эдисон продемонстрировал первый действующий аппарат для записи и воспроизведения звука — фонограф. Позже появляются носители звуковой информации — грампластинки, магнитные ленты, цифровые носители, которые являются частью исторического наследия [2].

К концу 1950-х гг. фонодокументы были выделены в особую группу, рассматриваемую источниковедами в комплексе с кино- и фотодокументами [3].

Под термином «фонодокументирование» в целом понимается фиксирование аудиальной информации о процессах, фактах и событиях на материальном носителе с помощью знаковых систем, при соблюдении установленных правил и обеспечении записанных данных опознавательными элементами [3].

По мнению М. С. Холодилиной, по способу документирования информации фонодокумент можно классифицировать: механический, магнитный, лазерный, электронный. Также в зависимости от жанра и назначения различают художественные фонодокументы, хроникально-документальные фонодокументы, научно-популярные фонодокументы, научные фонодокументы, фонодокументы, полученные путем перезаписи копии обычных документов. Кроме того, фонодокументы можно разделить на две большие группы: музыкальные и немузыкальные.

Н. Н. Кушнаренко считает, что по материальной конструкции носителя фонодокументы делят на ленточные (в виде кинопленки и магнитной ленты) и дисковые (в форме диска) [1]. Сюда включаются и флеш-накопители, которые появились в последнее время.

В 1979 г. создали совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинку, — оптический диск для записи и воспроизведения звука. По сравнению с механической звукозаписью он имеет целый ряд преимуществ — очень высокую плотность записи и полное отсутствие механического контакта между носителем и считывающим устройством в процессе записи и воспроизведения. С помощью лазерного луча сигналы записываются на вращающийся оптический диск цифровым методом.

Компакт-диск (Compact disc) (CD) — переносное оптический устройство хранения информации (данных) в цифровом виде круглой формы с отверстием посередине. Изначально диски были разработаны для записи и воспроизведения только звукозаписей, но позже были приспособлены для хранения данных.

Коллекции музеев, и музейные предметы составляют совокупность источниковой базы при изучении того или иного исторического периода, темы, личности. Теперь комплектование предметов связано с развитием технологий, которые связаны с тиражированием изображений, включаемые в фономатериалы. К ним относятся компакт-диски, входящие в научно-вспомогательный фонд [Фото-, фоно- и видеодокументы в музее … , с. 7].

Так, начиная с 2000-х гг. в книге поступления научно-вспомогательных материалов Национального музея РТ фиксируются компакт-диски. Как правило, сдатчиками являются научные сотрудники музея. Первый компакт-диск с записью группы «Ай-Херел» был зарегистрирован в 2004 г. (ГБУ НМРТ. ОФ. Сектор учета. Книга поступлений научно-вспомогательных материалов № 5). Сами предметы, насчитывающие около 300 единиц, хранятся в фондохранилище «Фотофонд» под № 43. В основном они находятся в бумажном конверте размером 12,5 х 12,5 см, где указано короткое название записи и номер научно-вспомогательного фонда.

Одним из основных методов комплектования фонодокументов является систематическая оперативная фонофиксация сотрудниками музея историко-культурных событий современности Национального музея и республики в целом. К ним относятся открытия различных выставок по этнографии, истории, культуре и т. д., а также посвященным известным деятелям. К примеру, таксидермисту М. Путинцеву, художнику В. Тас-оолу, основателю тувинского циркового искусства В. Б. Оскал-оолу, юной художнице Наде Рушевой и многим другим.

Несомненную ценность представляют записи научно-практических конференций, торжественные собрания, встречи, вечера памяти, проведение экскурсий сотрудников, командировки, круглые столы. Все они посвящены разным темам и проблемам.

Отметим круглый стол «История Тувинской Народной Республики в экспозиции Национального музея Республики Тыва: проблемы и задачи». Он проводился 8 февраля в 2011 г. в рамках 90-летия образования ТНР, где поднимались дискуссионные вопросы в создании постоянной экспозиции важнейшего периода Тувы (ГБУ НМРТ. ОФ. Фондохранилище «Фотофонд» № 43. Компакт-диск н/в 1843/25,26 «Круглый стол: ТНР в экспозиции НМРТ: проблемы и задачи» 1, 2 части).

Интерес представляет видео задокументированных событий, связанных с жизнью музея — это детские утренники, проведение нового года по восточному календарю — Шагаа, культурно-досуговые мероприятия коллектива музея, спортивные состязания и многое другое.

В коллекции фонодокументов компакт-дисков есть особенно интересные документальные фильмы: «Тайны царских курганов», «Шаманизм в Туве», «О шаманах», «Максим Мунзук» из архива Восточно-Сибирской студии. Кроме того, хранятся небольшие видеосюжеты непрофессиональных съемок камланий тувинских шаманов Ай-Чурек Оюн, А. Х. Самдан, А. С. Монгуш.

Имеются в музейном собрании компакт-дисков записи сюжетов передачи республиканских телекомпаний. В 2010 г. совместно с телевизионной компанией «Новый век» Национальный музей показывал познавательную передачу «Окно в музей». Ведущей была пресс-секретарь М. Донгак (ГБУ НМРТ. ОФ. Фондохранилище «Фотофонд» № 43. Компакт-диск н/в 1843/12 передача «Окно в музей»).

Также увлекательны видеоматериалы телеканала «Тыва-24»: «Эпоха в лицах», посвященные государственным деятелям Монгушу Буяну-Бадыргы, Маады Лопсан-Осуру, «Герои войны. Александр Шумов». В этом сюжете представлен сам легендарный командир минометного расчета. Передача вышла в 2013 г. к 100-летнему юбилею легендарного командира минометного расчета. К сожалению, в настоящее время героя уже нет живых. Однако, несмотря на то, что прошли годы, благодаря фонодокументированию можно увидеть, а главное, услышать очевидца военных событий. Здесь мы узнаем, что братья Шумовы между собой на фронте общались на тувинском языке (ГБУ НМРТ. ОФ. Фондохранилище «Фотофонд» № 43. Компакт-диск н/в 2166/20 передача «Герои войны: Александр Шумов»).

Имеются видеозаписи интервью корреспондентов ГРТК «Тыва», среди которых беседа, состоявшаяся в 2010 г., Саяны Ондур с внуком Иннокентия Сафьянова — Владимиром Мазо. Бесспорно, его дед внес свой значительный вклад в самоопределение тувинского народа. Как он вспоминал, несмотря на свой детский возраст, помнит рассказы деда о Туве. В доме хранятся вещи, связанные с удивительным краем, — это коллекция минералов, редкие фотографии, предметы этнографии, археологии; а главное, — рукопись Иннокентия Сафьянова, которая является ценным источником научной информации (ГБУ НМРТ. ОФ. Фондохранилище «Фотофонд» № 43. Компакт-диск н/в 1841/1 «ГРТК Тыва». Интервью с Владимиром Мазо).

В 2019 г. в музей поступили 34 единицы компакт-дисков с фоно-мемуарами по содержанию воспоминаний, приближающихся к письменным источникам тувинских добровольцев (ГБУ НМРТ. ОФ. Сектор учета. Книга поступлений научно-вспомогательных материалов № 6). Они записаны на студии Тыва-радио в разное время с 1980 по 1990 гг. Дарителем является инициатор общественной организации «Потомки тувинских добровольцев», потомок тувинского добровольца М. Б. Сундуя — А. М. Сундуй.

Приведем, к примеру, рассказ Галины Довадор, санинструктора, бойца 1-го взвода тувинского добровольческого эскадрона. Вот ее слова, изложенные дословно: «Закрываю глаза и вижу ужасы войны: раненых солдат, перевязанных бинтами, горящие села. Мы осознавали, какое это счастье и честь нам, женщинам, быть частью состава Тувинского добровольческого эскадрона. Наша задача была добиться того, чтобы война больше не повторялась. В составе Тувинского добровольческого эскадрона нас было 10 девушек, которых разделили по 2 в 5 взводах. Наше первое сражение было под Сурмичи. В освобождении деревни участвовали Надежда Севил, Ховалыг Бичен. После освобождения Сурмичи, сразу взялись за освобождение Ровно, где я принимала участие. Девушки-добровольцы ни в чем не уступали мужчинам, каких только трудностей не приходилось преодолевать, какую только работу не делали. В чем-то даже превосходили мужчин. За это Бичен, Амаа, Севил и я были награждены Орденами Великой Отечественной войны I степени. Когда узнали о том, что нас хотят отправить домой до окончания войны, мы очень просили, чтобы нас оставили до полного победного конца. Но нам не разрешили» (ГБУ НМРТ. ОФ. Фондохранилище «фотофонд» № 43. Компакт-диск н/в 2381/30. Фономемуары тувинского добровольца Г. Т. Доватор).

Одним из составляющих аспектов фонодокумента является эффект реалистичности, что подчеркивает свою уникальность. Кроме того, важная особенность заключается в том, что без дополнительного специального устройства (патефона, кассетного или катушечного магнитофона и т. д.) никакой фонодокумент не может реализовать свои коммутативные функции и социальные задачи. Причина в том, что многие механические устройства устарели по своим техническим характеристикам. В том числе СД-плееры и компьютерные процессы с дисководом. Большинство из вышеперечисленных предметов в настоящее время стали винтажными и являются музейными экспонатами.

Таким образом, компакт-диски, как один из видов фонодокументов, хранящие в себе уникальный массив информации, можно использовать как источник исследования для введения научного оборота.

Дыртык-оол М.О., методист отдела истории и этнографии НМ РТ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Кушнаренко Н. Н. Документоведение. К.: Знания, 2006. 459 с.

2.Савинов А. А. История развития фонодокумента. Современные цифровые форматы фонодокументов // Белорусский археографический ежегодник / БелНИИДАД. Минск. Вып. 17: Белорусский археографический ежегодник / БелНИИДАД, Археогр. комис. Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь. Минск, 2016. С. 181-192.

3.Синеокий О. В. Фонодокумент в мировом коммуникационном пространстве: эволюция, современное состояние, направлений трансформаций: специальный международный научно­реферативный выпуск по материалам диссертации на соискание научной степени доктора наук по социальным коммуникациям. Запорожье, 2017. 173 с.

4.Фото-, фоно- и видеодокументы в музее истории медицины: комплектование, научная обработка, хранение: брошюра /МГМСУ им. А. И. Евдокимова; К. А. Пашков, Т. В. Гафар, Ю. М. Салакс [и др.]; под ред. К. А. Пашкова, Т. В. Гафар. М.: Печатный дом «Магистраль», 2017. 36 с.

5. Холодилина М. С. Фонодокумент: понятие и виды [Электронный ресурс] // Бесплатная интернет библиотека — собрание публикаций.