МАНТРА ТАРЫ, СПАСАЮЩАЯ ОТ ВОСЬМИ ВЕЛИКИХ СТРАХОВ

МАНТРА ТАРЫ, СПАСАЮЩАЯ ОТ ВОСЬМИ ВЕЛИКИХ СТРАХОВ

В Туве завершилось строительство статуи Будды, которая установлена на горе Догээ в г. Кызыле. Медитирующий в позе лотоса Будда виден со всех окраин столицы Тувы. Проект благословил Далай-лама XIV. Строительные работы проходили силами добровольцев из числа верующих.

Территория Тувы, по буддийской традиции, находится также под покровительством Зеленой Тары. Тувинцы считают Зеленую Тару своей покровительницей и защитницей. В фондах Национального музея Республики Тыва хранятся скульптуры и изображения на холсте (танкха) Зеленой Тары тувинских мастеров и художников, а также скульптуры китайских, монгольских и непальских мастеров, которые в свое время были привезены тувинскими ламами и паломниками в Туву.

Согласно мифологии буддизма, имя богини, которую в Индии называют Тара (санскр. Tāra), переводится как «спасающая», в Тибете – Долма (тиб. sgrol ma), в Монголии именуют Дара Эхэ — это божество из разряда бодхисаттв. В древности, будучи простой мирянкой, Тара преисполнилась мыслью о достижении Просветления и дала обет спасать живые существа от опасностей, страданий сансары. Земными воплощениями Зеленой Тары считаются непальская жена тибетского царя Сонцэн Гампо (VII в.), которую звали Бхрикути, а также жена последнего духовного правителя Монголии VIII Богдо-Гегена (1869-1924).

В 1764 году бурятское буддийское духовенство во главе с I Пандито-Хамбо Ламой Д.-Д. Заяевым признало Екатерину Великую воплощением Белой Тары (бур. Цагаан Дара Эхэ) [5]. В каталоге «Буддийское искусство и иконография Тувы» есть изображение на холсте Зеленой Тары, датированное концом XIX − начало ХХ вв. Божество выглядит как юная 16-летняя девушка. Кожа – зеленого оттенка, что говорит об активности и готовности помочь просящему в любом желании. Тара сидит на цветке лотоса, у ее изголовья изображены солнце и луна. Вся ее поза отражает спокойствие и одновременное желание помогать верующим. Тара восседает в позе лалитасана (одна нога спущена с престола), правая рука находится в жесте, дающем благо (варада-мудра), в левой – она держит стебель лотоса. Она одета в просторные штаны, усыпанные украшениями, а сверху прикрыты только плечи. Над ней изображен Будда Амитабха, эманацией которого она является. Ее окружает свита из двадцати Тар, такая иконографическая композиция так и называется «Двадцать одна Тара». Работа является прекрасным образцом тувинского буддийского иконографического искусства [2]. Человек, начитывающий ее мантру, побеждает всех демонов, уничтожает препятствия и достигает исполнения желания. Зеленая Тара помогает всем, кто обращается к ней с искренней просьбой в трудных ситуациях. Она является хранительницей семьи, домашнего очага, помогает обрести семью, а особо помогает женщинам, желающим иметь детей, беременным, удлиняет жизнь, убирает все препятствия.

Практика почитания и медитации Тары включают множество аспектов: чтение дхарани (тарни), совершение шестикратного подношения Таре, подношение четырех мандал Таре, произнесение молитвы с просьбой о спасении, восхваление Тары. По этой причине культ почитания Тары получил большое распространение в широких слоях простых верующих буддистов.

Существует большое количество текстов на тибетском, монгольском языках со времен индийского буддизма существует традиция поклонения Таре, спасающей от восьми великих страхов. Самым ранним сочинением из этого ряда является: «Гимн Святой Таре, спасающей от восьми великих страхов». В фондах Национального музея Республики Тыва есть красочно иллюстрированный ксилограф на тибетском языке, с переводом на монгольский язык, такие книги называются билингва. В центре находится изображение Тары и сцены из мирской жизни, где люди встречаются с той или иной опасностью, от которых Тара защищает. Тара:

• спасающая от опасности от встречи со львом;

• спасающая от опасности [встречи со] слоном;

• спасающая от опасности огня;

• спасающая от опасности [встречи с] ядовитой змеей;

• спасающая от опасности демонов;

• спасающая от опасности [встречи с] грабителями;

• спасающая от опасности тюрьмы;

• спасающая от опасности океанского шторма.  

Однако «страхи» могут обладать разными уровнями значений: внешним и внутренним. Внешнее значение самое понятное – это реальные страхи материального мира, с которыми сталкивается человек в течение жизни. Внутренний смысл связан со страстями и негативными желаниями человека. Так, внутреннее значение перечисленных страхов соотносятся с негативными чувствами: демоны – сомнения, лев – гордость, слон – неведение, огонь – гнев, змея – ревность, разбойники – ложные представления, тюрьма – жадность, вода – желание [3]. Все эти эмоциональные состояния мешают человеку на пути к просветлению, пагубные желания привязывают к мирской жизни, поэтому Тара стремится уничтожить их.

В Туве культ Тары почитаем, на что указывает один интересный факт. В Кызыл прибыл ценный груз из Непала: двадцать одна статуэтка буддийской богини Тары, которые были там отлиты. В ходе изготовления статуэток, проходили специальные ритуалы, способствующие «оживлению» и накоплению благой силы. Статуэтки предназначены для строящегося буддийского монастыря «Зелёная Тара» в пос. Каа-Хем Кызылского района. После окончания строительства дуганов статуэтки двадцать одной Тары обретут свое постоянное место жительства. Примечательно, что ранее здесь уже заказывали 1000 статуэток Будды для Нижне-Чаданского буддийского монастыря «Устуу-Хурээ» [4]. Буддисты, обращая свой взор на статую Зеленой Тары проснувшись рано утром, произносят самую распространенную мантру: «Ом Таре Туттаре Туре Сваха». Каждая часть мантры очень важна, потому что имеет особый смысл: Ом – божественный звук Вселенной, здесь является воплощением прекрасных черт божества; Таре – освобождение от страданий, плохих кармических последствий; Туттаре – избавление от 8 несчастий; Туре – свобода от невежественного сознания, подготовка к предстоящему освобождению; Сваха – завершающий акцент, который позволяет запомнить слова молитвы. Если произнести этот гимн два, три, семь раз, то желающие ребенка обретут его, желающие имущества получат его, желаемое исполнится и все препятствия будут устранены».

Сумба Р.П., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ

Список литературы:

1. Буддийское искусство и иконография Тувы: каталог / отв. ред. К. А. Бичелдей. – Кызыл-Абакан: ООО «ИПП «Журналист». 2020. – 272 с.

2. Допай А. М. Коллекция буддийских тханок в Фондах Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV-й научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 164-169. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-164-169

3. Кочергина Т. А. Образ тары в тибетской иконографии. Выпускная квалификационная работа // СПбГУ. Институт философии. СПб. 2017. С.33-38.

4. В Туву прибыли статуи богини Тары // Новые исследования Тувы. Тува. Общество. 02.09.2010 / [Электронный ресурс] https://www.tuva.asia/news/tuva/2210-tara.html (дата обращения: 20.09.2021). Ермолаевские чтения – 2021

5. https://www.gazeta.ru/politics/2009/08/24_kz_3239833.shtml (дата обращения: 08.11.2021 г.)