Новая культура повседневности в Тувинской Народной Республике (по материалам Национального музея)

Новая культура повседневности в Тувинской Народной Республике (по материалам Национального музея)

Культура повседневности – это повседневный быт, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой человек проживает [4].

Под повседневностью принято понимать процесс жизнедеятельности индивидов, который разворачивается в общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. В качестве структурных элементов повседневности исследователи выделяют такие составляющие, как быт, работа и обучение, межличностные отношения и семья, мода, поддержание здоровья, отдых, потребление, способы передвижения и многие другие [5].

Каждая эпоха создает особый тип повседневности, обладающий специфическими стереотипами сознания и поведения [1]. Изучая культуру повседневности какого-либо периода, есть возможность узнать о каких-то исторических и культурных событиях, а также показать отношение людей к этим событиям [2].

Культура повседневности может измениться в зависимости от разных факторов. Это можно увидеть на примере экспозиции Национального музея «1921 ТАР – 1944 ТНР», где показано образование суверенного государства в Центре Азии в 1921 г. На протяжении всего периода его существования у тувинцев появились новые отношения к коренным изменениям в их жизни и крае. Политические и экономические реалии молодого государства внесли ряд трансформаций в атмосферу культуры повседневности. В ТНР произошла постепенная трансформация повседневного жизнеустройства населения в связи переоценкой ценностей. Социалистическая культура для тувинцев стала моделью для подражания, интернировавшись в повседневность, ставшая особым модусом бытия для тувинского общества. Уже на II организационном съезде 1923 г. были поставлены задачи по культурному развитию Тувы, среди них введение всеобщего обучения грамоте и поднятие культурного уровня народа [8].

Так, одна из причин изменения культуры повседневности связана с внедрением в общество культурной политики, проводимой в 1930-1940-е гг. в ТНР, которая заключалась в скорейшем переходе от патриархально-феодальных отношений к социалистическим. Это ликвидация неграмотности населения, создание системы светского образования, народной интеллигенции и т.д. Одна из задач культурного строительства – это осознание нового видения жизни, нормы поведения, а для этого необходимо «культивировать», реформировать мышление население [3].

Новая культура повседневности представлена в новой экспозиции в зале «1921 ТАР – 1944 ТНР», оформленная к 100-летнему юбилею со дня образования ТНР. В ней есть разделы по таким темам, как «сельское хозяйство», «культура», «просвещение», «здравоохранение», отражающие социальную сферу тувинского общества. То, что было еще не знакомо для населения в ТНР, становится привычным. В начале XX в. создаются больницы, строятся госпредприятия, детские сады, школы, интернаты и многое другое, что меняет взгляд арата на новую жизнь. К тому же создаются учреждения культуры, театр, клубы и музей. Все эти изменения отражены в экспозиционном комплексе.

В разделе «Здравоохранение» экспонируются документы первых тувинских квалифицированных медицинских работников. Это свидетельство об окончании Центральной фельдшерско-акушерской школы в Москве К.Б. Балчий-оола, почетная грамота за добросовестную работу акушерки А.Н. Таки-Сурун, агитационные плакаты В. Демина с лозунгами «Содержи жилище и двор в чистоте», «Шире развернем сбор технических жиров. Полностью обеспечим нужды населения в хозяйственном мыле и свечах» и др.

Интересна схема проекта дома для одной семьи из книги «Помощь аратам ТНР в переходе к оседлой жизни», изданная в 1941 г. в Кызыле. А. К. Кужугет в своей монографии приводит много примеров о новой культуре в жизни тувинцев. Так, квартира тов. Тамдынжапа, председателя Улуг-Хемского хошуна, состоит из двух комнат. У него и жены стоят европейские кровати с чистыми накидками, на стене географическая карта; вдоль стен – столы, на одном лежит литература [6].

В 1930 г. создана тувинская национальная письменность. Это также сыграло огромную роль в новой культуре повседневности тувинцев. В центральной витрине выставлены раритеты, свидетельствующие о работе по ликвидации неграмотности среди населения. Это письменные принадлежности (кисточка «бийир», заменявшая ручку при письме), проект алфавита тувинского ламы Лопсан-Чимита Монгуша, лист новотюркского латинизированного алфавита, журнал «Новый алфавит Тувы» от 1931 г. На фотографии мы видим членов комиссии по составлению нового алфавита для ТНР: это Куулар Дондук, Лопсан-Чимит Монгуш и Сирен Нацов.
Новая культура повседневности в Тувинской Народной Республике (по материалам Национального музея), изображение №5
Новая культура повседневности в Тувинской Народной Республике (по материалам Национального музея), изображение №6
В первые годы образования ТНР в повседневной жизни коренного населения тувинцев печатные издания не были популярны. Однако, за короткий период произошло изменение «картины» культуры повседневности. Подтверждением является доклад генерального секретаря ЦК ТНРП С. К. Тока, где сказано, что «до 1930 г. в стране было 2-3 % грамотных, то уже в 1938 г. стало 95% грамотных среди взрослого населения». В связи с этим появился спрос на газеты, журналы и книги. В фондах музея хранятся редкие книги на тувинском латинизированном языке, около 260 единиц музейных предметов. Среди них особое место занимает учебная литература [9]. В экспозиции показаны учебники – «Физика для 6-7 классов», «Букварь для начальной школы», «Букварь для взрослых», изданные в Кызыле.

В ТНР сформировалась новая социальная группа – тувинская интеллигенция, которая являлась подвижником новой культуры повседневности. Интерес у посетителей музея вызовут новые экспонаты: книги, журналы, учебники, документы, награды, денежные знаки, тувинские марки, сельскохозяйственные машины и т.д., которые являются частью новой культуры повседневности тувинцев.

В музее хранятся архивы личного происхождения многих известных личностей: основателя тувинской цирковой труппы В.Б. Оскал-оола, первых артистов музыкально-драматического театра, семьи Мунзуков, государственного деятеля С.К. Тока и других. Впервые представлены документы одного из первых учителей ТНР, отличника народного просвещение РСФСР О.М. Монгуша: справка о направлении Чадан Дзун-Хемчикского кожууна на работу в качестве учителя, трудовая книжка, заграничный паспорт, выданный ему в 1937 г. В документе на тувинском и русском языках написано так: «Предъявитель сего гражданин Тувинской Аратской Республики Обус отправляется за пределы ТАР в СССР, в Ленинград, в удостоверение чего и для свободного выезда, проживания за границей и обратного въезда в ТАР дан сей паспорт с приложением печати. Настоящий паспорт действителен для проживания вне пределов ТАР в течение одного года со дня переезда границы. Выдан 7 августа 1937 г. в городе Кызыле».
Особенно наглядно отражена новая культура повседневности в фотографиях первого директора Тувинского музея В. П. Ермолаева. На многих фотографиях мы обращаем внимание, прежде всего, на изменение внешнего вида мужчин, женщин и детей. Например, фотографии «Первые учителя в поселке Тээли Бай-Тайгинский района. Первая половина XX в.», «Детский садик в колхозе им. Тока в пос. Черби. Первая половина XX в.», «Учащиеся возле партийной школы, 1930 г.» и т.д. На многих фотографиях тувинские мужчины в европейские одеждах – в классических костюмах (рубашки, брюки, пиджаки с галстуками), пальто, у них шапки – ушанки; женщины в модных по тем временам платьях, на голове головной убор, чаще берет, на ногах туфли. Тувинские интеллигенты стали предпочитать европейскую одежду, но при этом не забывая традиционную одежду или обувь. Об этом имеется комментарий фотографа к одному снимку: «Девочки приехали из сумонов в Кызыл на учебу. Костюмы их самые разнообразные. Обувь еще вся старого покроя». Интересна фотография «Физкультурники Кызыла на параде, 1930-е гг.». Здесь мы видим молодых девушек, одетых в шорты, с неприкрытыми ногами. Это свидетельствует о том, что изменение в жизни общества всегда влекут за собой изменения в одежде. Теперь тувинская женщина выглядит как женщина нового социалистического быта. Меняется прическа у женщин. Для них характерны короткие стрижки «каре». Наступила новая эпоха, когда наступает коренной перелом в одежде: совершенно преобразился силуэт женской фигуры из-за сокращения длины юбки и длины волос. Внешне женщина выглядит как подросток, находит себе применение во всех профессиях, занимается спортом. Начинается эмансипация женщин. Им предоставляется равноправие в обществе, в трудовой и семейной жизни [7].

Такова стала повседневность тувинских женщин в ТНР. Однако надо отметить, что изменение внешнего облика для многих тувинцев был болезненным. Для многих их них такая трансформация была непривычной. В быту часто звучит новое слово «революция – хувискаал». Женщина новой Тувы должна внешне измениться. Краевед К.С. Шойгу пишет: «Невежественным признаком этой революционности было обрезание кос…». Сцена обрезания косы показана в его книге «Перо черного грифа». Насильно обрезали косы, уже в новой культуре повседневности нет места для накосных украшений. [10] Однако надо отметить, что это была политика добровольно-принудительного характера, как отмечает Ч.К. Ламажаа термином «силовой мобилизации»[11]. Для многих тувинцев-кочевников новая культура повседневности проходила через культурный шок.

В разделе «Транспорт» представлены фотографии «На улице Кызыла появился первый автобус», 1937 г., «Автомобили ГАЗ-АА на дорогах Тувы. Первая половина ХХ в.», где показаны автомобили разных марок. Автомобили постепенно становятся привычными в повседневной жизни, в результате этого процесса появилось новое понятие в культуре тувинского общества – автомобилист. В связи этим появилась профессия шофера, как и другие (врач, артист, учитель, ветеринар), которые стали необходимы в повседневной жизни ТНР.

Таким образом, в связи с образованием молодого государства ТНР в социальной сфере наступили социально-экономические перемены, произошла трансформация культуры повседневности в традиционном обществе.

Дыртык-оол М.О., методист отдела истории и этнографии НМ РТ

Список литературы:

1.Айрапетова В. А. История культуры повседневности в культурологических и исторических исследованиях // Царскосельские чтения. История и археология. 2011. С. 137-141.

2.Айрапетова В. А. История повседневности: синтез исторического и философскокультурологического подходов // Царскосельские чтения. История и археология. Том 1. 2014. С.105-108.

3.Бадыргы М. М., Мунге Б. В. Документы Национального архива Республики Тыва по культурному строительству Тувинской Народной Республики //Новые исследования Тувы. 2020, № 2. С.145-163.

4.Звездин В. Я. Социология культуры. Пермь, 2003. 148 с.

5.Зарубина Н. Н. Повседневность в контексте социокультурных трансформаций российского общества // Общественные науки и современность. 2011. № 4. С. 52-62.

6.Кужугет А. К. Культура и искусство ТНР //Ученые записки Вып. ХХ. Кызыл, 2004. С. 192-213.

7.Романова К. Е., Горбунова Е. А., Овчинина И. А. Мода ХХ века как феномен культуры (ретроспективный анализ) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018. С. 129-143.

8.Харунов Р. Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921-199 гг.). Абакан, 2009. 144 с.

9.Хорлуштай Ш. Р. Печатные издания периода Тувинской Народной Республики в фондах Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения. Материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 170-174. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-170-174

10.Шойгу К. С. Перо черного грифа. Кызыл, 2000. 298 с. Ламажаа Ч. К. Тува между прошлым и будущем. М., 2008. 500 с.

11. Ламажаа Ч. К. Тува между прошлым и будущем. М., 2008. 500 с.