История одного предмета:  тханка буддийского божества – Белая Тара

История одного предмета: тханка буддийского божества – Белая Тара

Тханка буддийского божества – Белая Тара из фонда «Религиозно-культовые предметы» Национального музея РТ.

Тара одна из главных бодхисаттв  буддизма. Она родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась Тара, ставшая его женой.

Тханка буддийского божества– Белая Тара – (Ситатара) «Белая Спасительница» бодхисаттва долгой жизни.

Бодхисаттва сидит на лотосовом троне с перекрещенными ногами. У нее прекрасное, молодое лицо, стройное тело белого цвета, красивая оголенная грудь. Она по – королевски  спокойна. На ее голове пятилепестковая диадема, на длинных мочках ушей – крупные сережки, в руках держит цветки лотоса белого цвета, правая рука в мудре щедрости, левая – подняты к груди, большой и средний пальцы соединены в мудре наставления.

Тара одета в украшения Самбхогакаи: яркие тонкие шелка шарфов, колышущихся у ее плеч, несколько рядов цветных юбок, с цветочными орнаментами, украшения с драгоценными камнями. Отличительной особенностью Белой Тары являются семь глаз мудрости: три из них расположены на лбу, а четыре другие – на ладонях и ступнях (а в этой тханке изображены только три, которые расположены на лбу). Глаза позволяют ей видеть всех живых существ, она символизирует совершенную чистоту, абсолютную мудрость, а также долгую жизнь. Тара защищает от бед, являясь своеобразным магическим щитом для людей.

Над ее головой зеленый нимб. Сияние вокруг ее тела обрамлено листьями и тремя цветами. Ее белый цвет говорит о чистоте, и указывает на то, что она – Истина, во всей ее полноте. В мировой мифологии белый цвет является синонимом света, сияния женской красоты, но также и смерти.

Данная тханка поступила из Чадаанского буддийского центра, располагавшегося в юртах в местечке Кызыл-Чыраа, Дзун-Хемчикского района в 1960 года. Фактически это был последний буддийский центр, реально функционировавший в период с 1946 по 1960 годы после некоторого перерыва с 1932 года – с момента закрытия последнего хурээ в Туве.

Допай А.М., хранитель 1-ой категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ