Как уже сообщалось ранее, 7 июля в Новосибирском государственном краеведческом музее открылась выставка «Таинственная Тыва». На ней представлены предметы из фондов Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.
Выставка знакомит с историей и культурой тувинского народа. В зале музея экспонируются предметы из этнографических коллекций: деревянная посуда и предметы быта, изделия из кожи, одежда, украшения, музыкальные инструменты, предметы культа и многое другое. Хотим рассказать вам более подробно о некоторых предметах из фондов Национального музея РТ, представленных на выставке «Таинственная Тыва».
Аптара — национальный тувинский сундук, орнаментированный с лицевой стороны. В нем хранили ценные вещи, праздничную одежду, украшения и т.д. В юрте он занимает главное, почетное место «дөр», напротив двери, являясь также украшением юрты. Как правило, делали его местные мастера из кедра. Чаще всего такие сундуки стоят парами, по два или по четыре (фото 1 и 2).
Сундук на первой фотографии открывается сверху. На краю верхней дощечки, которая поднимается для открытия, закреплен металлический шарнир, надевается он на металлическую петлю для замка. Общий фон лицевой стороны сундука красно-коричневый. Роспись на нем своеобразная и очень скромная. Узор состоит из центрального круглого узора «узел счастья» сложного плетения, обрамленного двумя рядами линий круга, а также четырехугольным обрамлением центрального узора с двумя полосками, по четырем углам которых нанесены геометрические узоры желтого цвета. В этом сундуке отсутствует традиционное многократное оформление «кожаа» — обрамление узоров разных цветов. Для росписи лицевой стороны использованы только два цвета: красно-коричневый и желтый. Две боковые и верхняя стороны сундука покрашены в зеленый цвет. На боковых стенках с двух сторон закреплены кожаные ремешки, служащие ручками для переноса. Сундук закуплен у Тизенмаа Тари Ензаковны в 1959 году.
Еще один сундук, представленный в экспозиции «Таинственная Тыва», также открывается сверху (фото 2). На краю верхней дощечки, которая поднимается для открытия, закреплен металлический шарнир с петлей на проушине для замочка.
Общий фон лицевой стороны сундука красного цвета. Данный сундук богато украшен цветочными узорами, дополненными завитками и разноцветными линиями «кожаа» (традиционное оформление росписи сундуков, состоящее из семи, девяти разноцветных линий, по форме предмета). Центральный орнамент сундука — маленький четырехлепестковый цветок синего цвета. Он увеличен с дополнением узоров в виде завитков или параллельных дугообразных узоров «бараньи рога», образуя форму ромба. Половины такого же узора, как центральный, нанесены по обе стороны основного орнамента, а между ними, сверху и снизу, изображены четырехлепестковые цветочки, что и в центре орнамента. Все это находится в обрамлении линий «кожаа» четырехугольной формы, от темно-коричневого до светло-желтых цветов. Снаружи «кожаа», по четырем сторонам, есть небольшие узоры в виде завитков синего и желтого цветов. А по самому краю лицевой стороны сундука, шириной 1,5см., проведена желтая линия, где на четырех внутренних углах также имеются узоры в виде завитков желтого и синего цветов. На боковых стенках закреплены кожаные ремешки, служащие для переноса.
Данный сундук изготовлен мастером Кыргыс Ак-Сут из Хендерге в 1910 году. Аптара принадлежал Бавун Тыртык Халбаевне и Андрею Оруйгу, чабанам-пенсионерам из совхоза «С.К. Тока» Тандынского района. В музей сундук поступил в мае 1976 г.
Также интересный предмет, входящий в экспозицию, красно-коричневая курительная трубка из таежного кустарника ольха (фото 3).
Трубка имеет тонкую длинную форму шейки, с небольшой округлой чашечкой (3,5х2,2см.) для табака и чубуком. Вырезана из тонкой, длинной веточки 57,6 см. Кора с поверхности не очищена, оставлен красивый природный оттенок. Только внутри и вокруг табачной чашечки кора удалена.
В 1972 году эту трубку сдал в музей Ховалыг Балчий-оолович.
Украшением выставки в Новосибирске стала и деревянная колыбель — уруг кавайы, вырезанная из дерева (фото 4). Донышко колыбели (дүвү) состоит из трех узких полосок дерева, одна из которых отломана на изгибе в изголовье. Боковые стороны (чаактары) колыбели по боковым сторонам изготовлены из более крепкого и толстого (шир.1,7см.) куска дерева, вырезаны ажурными орнаментами в виде завиточков, кружочков, покрашены в красно-коричневый цвет. Боковые стороны прикреплены в нижней части дощечкой такой же толщины (дужак), на ней вырезана пара национальной обуви (шиш баштыг идиктер) с пламевидными узорами с двух сторон. Основная дужка (эңмээ) над изголовьем колыбели прочно вставлена в вырезы с наружной стороны боковых стенок, к ней же в отверстиях вставлены и закреплены концы двух деревянных полосок от донышка колыбели. Вторая, внутренняя дужка, подвижная, закреплена кожаными ремешками в отверстиях боковых частей. Дужка колыбели (кавайның эңмээ), закрытая шкуркой козленка или тканью, обеспечивает защиту головы ребенка от жары, холода и насекомых. В области груди на шнурке нанизаны по две палочки (кырыктааш,12х2см.) с каждой стороны для регулирования правильного положения грудной клетки и позвоночника ребенка. Имеются крепления-шнурки для подвешивания колыбели (ааткыыш баа, дл.98см.). Также есть длинный шнурок для закрепления младенца в колыбели от груди до ног с помощью петель, которые закреплены по краям боковых частей колыбели.
Тувинские колыбели делали из кедра, ели или тополя, использовали только сухостой. Такая колыбель служила не одному ребенку в семье, ее передавали из поколения в поколение, тем самым обеспечивая преемственность. Данная колыбель поступила в музей в 1973 г.
На выставке «Таинственная Тыва» представлен небольшой деревянный столик «ширээ» 55x29x23 см. (фото 5). Обычно на таких столиках размещали изображения буддийских богов, либо ставили угощения перед уважаемым человеком, гостем.
Столик полностью покрашен в красный цвет, в некоторых местах декорирован золотой краской. Между ножками и столешницей, украшенной орнаментом «маска хээ», присутствует узор в виде крыльев.
Также ширээ имеет необычные массивные, но не высокие фигурные ножки. Предмет был подарен ранее существовавшему Кызыл-Мажалыкскому филиалу Национального музея РТ, в 2011 г. принят на постоянное хранение.
Монгуш Ш.Х., методист отдела истории и этнографии НМ РТ
О выставке «Таинственная Тыва» в материале Гтрк Тыва:
https://vk.com/video-30861506_456239805