ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА МОНГУШУ БУЯН-БАДЫРГЫ В КЫЗЫЛЕ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА МОНГУШУ БУЯН-БАДЫРГЫ В КЫЗЫЛЕ

6 сентября 2014 г. в Республике Тыва в городе Кызыле был торжественно открыт монументальный памятник Монгушу Буян-Бадыргы, одному из основателей Тувинской Народной Республики, государственному и политическому деятелю Урянхайского края. 

Когда с бронзы упало покрывало, на минуту все собравшиеся замерли, увидев перед собой большой памятник сидящего на небольшом стуле молодого тувинца в национальном халате и головном уборе гун-нойона, на коленях у него подписанные бумаги о прошении на имя российского императора о принятии Тувы под его покровительство [1;3]. Надо отметить, что на лице нойона видна легкая печаль, словно говорящая о дальнейшей судьбе его как государственного деятеля и человека. Как говорил сам Байза Ондар, он отталкивался от небольшой модели в гипсе, которую выполнил в конце 1998 г. его дядя, Товарищтай Ондар, скульптор, заслуженный художник Российской Федерации. В середине 1990-х годов многие говорили, писали в газетах о выдающейся роли в государственном устройстве Урянхайского края в начале XX века М. Буян-Бадыргы, поэтому тувинский ваятель решил создать памятник этому выдающемуся историческому человеку. Он вылепил несколько его портретов и создал гипсовый вариант сидящего на камне нойона, историческую личность в задумчивой позе. В композиционном отношении памятник вызывал некоторые споры, но в идейном замысле он очень интересен [4]. Вот за основу замысла построения композиции Товарищтая Ондара и взялся его племянник Байза.

В 2008 г. был объявлен конкурс на создание монументального памятника Монгушу Буян Бадыргы и установки его на одной из центральных площадей города Кызыла. Было два просмотра предложенных эскизов – предварительный и завершающий, на них одиннадцать художников, скульпторов представили свои эскизные разработки памятника, выполненные в пластилине, некоторые в гипсе, но комиссию в моделях не устраивало постановка композиции и завершение монументальной скульптуры. Большинство эскизных моделей было выполнено стоящими в полный рост, кто-то изобразил Буян-Бадыргы на лошади. Почти все они были похожи на советские памятники. 

В 2010 г. на завершающем просмотре многие увидели небольшую бронзовую модель памятника, которую исполнил молодой скульптор Байза Ондар. Она была тщательно смоделирована, тонко проработана, были видны мельчайшие детали национального костюма, шапки и лица. Было решено за основу исполнения монументального памятника выдающемуся человеку взять модель Б. Ондара.
Инициатива о строительстве памятника была вынесена на широкое обсуждение. По итогам всесторонних обсуждений в канун нового 2011 г. состоялся благотворительный бал Главы Республики Тыва по сбору средств на возведение в Кызыле памятника Буяну-Бадыргы. Было решено осуществить строительство методом всенародного участия. В республике был создан Благотворительный фонд, проведены благотворительные марафоны, в том числе при участии крупнейших звезд тувинской эстрады. 

Скульптор Ондар Байза вылепил тот момент, когда нойон Монгуш Буян-Бадыргы только что подписал прошение на имя российского императора и опустил правую руку на бумаги, которые лежат на его коленях. Его взгляд с чуть приопущенными веками, замкнутый рот, как бы говорят о том, что он видит свою будущую судьбу в споре группировок, делающих ставки на монгольское и русское покровительство. Само выражение лица молодого нойона повествует нам о его трудной нелегкой жизни в период становления и приобретения независимости Урянхайского края от Цинской империи. Скульптор точно уловил психологическое состояние человека, подверженного таким переменам, и изобразил в бронзе эти человеческие эмоции. В дальнейшем Буян-Бадыргы в период Тувинской Народной Республики предвидел гонения на буддистов, шаманов, тувинских чиновников, вышедших из аристократической знати, которые позднее подверглись репрессивным мерам и были расстреляны. Возможно, ваятель Байза пытался изобразить в металле те человеческие чувства, которые могли обуревать в предчувствии своей трагедии молодого нойона Даа хошуна. 

На груди костюма нойона Ондар Байза выполнил тувинский орнамент «Аяк- хээзи» («Пиаловый узор»), который восходит к тюркскому времени 6-8 веков, символизируя его божественную направленность к солнцу, луне и звездам Большой Медведицы, которая впоследствии стала буддийской символикой в тувинских орнаментах. Мы знаем, что на грудной части костюмах тувинских нойонов были вышиты китайские драконы из красно-золотых нитей, но Байза специально не стал изображать китайских драконов, имея в виду, что недавно Урянхайский край приобрел государственную независимость и не был подчинен Цинской империи. Поэтому он изобразил тувинский орнамент «Аяк-хээзи», означающий символ буддийского традиционализма.
В монументальной скульптуре Монгуша Буян-Бадыргы видно, что нойон держит в правой руке ручку, которой он только, что подписал прошение русскому царю. Широко известен черно-белый фотоснимок группы политических деятелей Урянхайского края, где видно, что Буян-Бадыргы держит ручку в левой руке. По словам скульптора Байза, он прочитал роман-эссе на тувинском языке М. Б. Кенин-Лопсана о М. Буян-Бадыргы, где свидетели вспоминают что, государственный деятель писал и работал с двух рук, потому что старо-монгольское письмо лучше писалось левой рукой. Это говорит о том, что изображенный в бронзе был очень одаренным человеком.

Идея архитектурной части постамента принадлежит автору монумента, а коррекции постамента выполнил Минаев Ю., на пьедестале видно, что с двух боковых сторон вставлены бронзовые барельефы. 

С левой стороны изображен рельеф, на котором видно, как среди гор скачет группа тувинских аратов в национальной одежде, головных уборах, впереди несется красноармеец с флагом в левой руке, правой рукой он призывает остальных следовать за ним. Над ними гордо реет первое знамя Урянхайского края (Тувы) с эмблемой герба в виде буддийского колеса учения Дхармачакра, которое символизирует поворот Просветленным Колеса истины и изменение судьбы тувинского народа. 

С правой стороны изображен сюжет «Процветающая Тува», в центре которого среди гор видны табун лошадей с всадником, верху отара овец и молодая женщина, окропляющая путь белым молоком из тос-карак (девятиглазки) погонщику лошадей. По краям изображена река, сарлыки, маралы, верблюды, борцы хуреша, музыкант с дошпулуром, охотник с луком. Все эти сюжеты соответствуют идее самого памятника: что задумывал Буян-Бадыргы о будущем своего родного края, то и сбылось в наши дни.

Монументальный памятник государственному деятелю размером в три натуральные величины был отлит в г. Химки Московской области. Памятник поставили на свободное место с северной стороны музея,  удачно вписав в объемы большого здания музея и самого монумента. 

Список литературы:
1.Маннай-оол М. Х. Монгуш Буян-Бадыргы – основатель тувинской государственности (к 120-летию со дня рождения) // Летопись Тувы – 2012. Историко- краеведческий альманах. Кызыл, 2011. С. 101-106.
2.Маннай-оол М.Х. Монгуш Буян-Бадыргы – основатель тувинской государственности // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения М. Буян-Бадыргы. Кызыл. 2009. С. 17-22.
3.Ооржак Ш.С. История здания музея политических репрессий в Туве // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл. 2020. С. 107-111. 
4.Хертек А. С. Товарищтай Чадамбаевич Ондар // Летопись Тувы – 2008. Историко- краеведческий альманах. Кызыл. 2007. С. 88-91.

Хертек А.С., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ