В фондах Национального музея Республики Тыва хранятся произведения художников Тувы и
России, показывающие традиционную культуру и быт тувинского народа. К таким относятся некоторые произведения Николая Константиновича Рушева, отца юной художницы Нади Рушевой. Московский художник, его жена, одна из первых балерин Тувы Наталья Дойдаловна Ажыкмаа и их дочь Надя или по-монгольски «Найдан» (означает «вечно живущая») – яркие представители отечественного искусства [1].
Н.К. Рушев был художником яркого творческого дарования, прошедшим свой путь в искусстве,
полный поиска, можно сказать, экспериментов, сумевшим найти свой яркий живописно-пластический язык – от тонких графических работ (зарисовок) до нескольких монументальных полотен.
Яркий период его творчества связан с Тувой, куда он прибыл в августе 1945 г., в молодую республику, год назад добровольно вошедшую в состав СССР. Это была творческая командировка в качестве главного художника музыкально – драматического театра. Здесь он продолжил свой жизненный и творческий путь. Здесь он нашел свою первую и верную любовь, артистку Ажыкмаа, будущую мать Нади Рушевой. Уже в тувинский период он намечает темы, которые блестяще разовьет в последующее время. В Туве Н. Рушев получил признание как интересный график и живописец.
В 1988 г. по результатам командировки в Москву были приобретены 350 ед. предметов по сериям «Тува», «Эскизы к фильму «На родной земле» (Люди голубых рек), «Монголия», переданные вдовой Н.Д. Ажикмаа-Рушевой.
В настоящее время они хранятся под номерами 9430 и 9467 основного фонда. Все работы выполнены в Туве с 1945 по 1948 год. Техника исполнения картин – карандаш, акварель, масло. Они выполнены во время выездов художника вместе с артистами на гастроли в сельские районы Тувы.
Н. Рушев сделал ряд зарисовок предметов традиционной культуры и быта тувинцев. Художник постоянно работал над осуществлением своих творческих целей, собирая материал для задуманных им картин. Написанные эскизы нельзя считать академическими зарисовками, но тем менее они представляют собой интересный этнографический источник.
В 1940-е годы молодой художник находился под влиянием того понимания задач искусства и
приемов творческого труда, которое он получил в художественном училище: это стремление к передаче подлинности увиденной действительности; необходимость тщательной предварительной подготовки картины: сбор материалов, пейзажных и бытовых зарисовок, подготовка эскизов и т.д. Данные темы в значительной степени определили отбор материала для этюдов: старинный быт тувинцев и – наряду с этим – современный облик сельских жителей и обстановка их жизни.
Многие рисунки имеют общие названия (например, «Эскизы. Тува»), но есть такие, которые
уточняют место, например, «Тува. Баян-ова. Арбулак». В работах, знакомящих нас с традиционным
тувинским жилищем, больше натурной точности, этнографической скрупулёзности, поэтому по особому звучит в серии тема юрты.
Ей посвящены свыше десяти работ, выполненных в различной технике – от карандаша до акварели. Сколько разнообразных вариантов создает он: пишет юрту то ранним утром с сочной зеленью травы и с небом, расцвеченным где-то белыми, где-то серыми облаками; царственно возвышающуюся над зеленой степью и одиноко стоящую в низине между горами, которые видны издалека. Н. К. Рушев показал одинокую юрту на окраине города Кызыла. Этот этюд хорош на фоне сумрачного зимнего дня, возможно написанный в вечерние часы. Огромные сугробы снега навалены вокруг юрты; тувинцы специально нагромождали, чтобы в жилище было теплее. Это древний традиционный способ для сохранения тепла. На переднем плане мы видим чабана, справа от юрты кошару для овец. Это типичная для Тувы картина сельской местности. Типичное для кочевого быта переносное жилище – юрта – в степных районах использовалось как сезонное жилище животноводов, пасущих стада на отгонах, в поселках тувинские семьи ставили юрты возле дома.
Во время работы в Туве Н.К. Рушев создает большое количество портретных изображений тувинцев.
Героями его произведений становятся старики, женщины, дети, с которыми он знакомился, возможно, беседовал, просил попозировать. В виртуозном по исполнению карандашном портрете запечатлена одна из известных актрис Тувинской Народной Республики Окан в 1945 г., когда она была начинающей актрисой музыкально-драматического театра. Позже Ензак Ольга Чыртакпаевна станет известной в республике как исполнительница главной роли в пьесе В. Кок-оола «Хайыраан-бот», матери главной героини Кара. В советское время она станет популярной благодаря многим ролям в кинофильмах, например, «Злой дух Ямбуя».
Н. Рушев стремился достоверно передать образ своих героев. Через вещи и подписи к изображениям, художник стремился прикоснуться к жизни своих героев. Так, на некоторых рисунках тувинцы изображены сидящими по тувинскому обычаю. Немалую часть тувинской серии составляют работы, отражающие жизнь тувинского аала, быт и занятия тувинцев. Темы самые разнообразные, например, эскизно решенная карандашом имеется сцена чаепития тувинской семьи. В некоторых работах Рушева имеются многофигурные композиции, захватывающие своей динамикой, посвященные тувинскому национальному празднику.
Народная культура во всех своих проявлениях не стоит на месте, она постоянно меняется в результате экономического и культурного развития народа, в силу развития межнационального общения.
Можно воочию наблюдать, как быстро проникают в быт каждого народа новые орудия труда, бытовые предметы и т.д. Так, на рисунке «Натюрморт» мы видим не только старинные вещи, но и современную стеклянную посуду.
В быту тувинцев заметные явления прослеживаются с середины XX века, когда начинают выходить из употребления многие этнографические вещи, изменяются формы костюма, все больше внедряются новые элементы советской жизни.
В 1940-х гг. в сельском быту можно встретить старинные традиционные элементы и явления, но
рядом с ними – новые орудия труда, новые виды одежды и домашнего обихода. Наиболее хорошо
представлены внешний облик тувинцев – мужчин и женщин разных возрастов.
Представление об интерьере юрты и домашнем быте тувинцев дают зарисовки художника. Так
на рисунке «В юрте» мы видим сидящую тувинскую пожилую женщину с курительной трубкой и рядом мальчика с пиалой в руках. Вдоль решетчатых стен юрты имеется домашняя утварь: аппарат для перегонки араки, пест, чыыш (домашний скарб), прикрытый войлоком, в центре большой котел на треножнике и чайники с пиалами.
Есть этюды, которые могут служить источником для изучения одежды в 1940-х гг. В тувинской
одежде того времени ярко проявлялось сочетание старых традиций с новыми элементами: это внедрение в быт общеевропейских (городских) форм и в то же время определенный отбор форм, соответствующих традиционным вкусам и обычаям.
Естественно, традиционные элементы дольше и прочнее сохранились в одежде старшего поколения, а молодежь легче и быстрее воспринимал элементы городского костюма. В эскизе «Тувинские артисты» мы видим трансформацию традиционной культуры. У артистов традиционный тон (верхняя одежда) мужского покроя, но в то же время современная европейская обувь. Художник не ставил перед собой цели детальной и точной передачи костюма. На многих этюдах отдельные части одежды обобщены, но цветовая гамма, характер ношения одежды, сочетание разных форм делают этюды довольно ценным и интересным научным материалом. Национальные формы причесок и головных уборов встречаются преимущественно у мужчин или женщин пожилого возраста. Мужчины в качестве головных уборов использовали европейские шляпы или кепки фабричного производства. На единичных этюдах можно заметить, как у женщин прочно держался обычай носить длинные волосы, заплетенные в две косы с украшениями.
Создавая тувинские этюды и картины Н.К. Рушев не ставил академических задач. В них проявляется его непосредственное видение людей и природы тувинского пейзажа.
Он сумел передать своеобразие тувинского быта того времени. Исходя из этого, можно сделать вывод, что серия картин Рушева – источник, объективно отражающий состояние тувинской сельской бытовой культуры 1940-х годов.
Важно для историка культуры народа реальное отражение, поэтому достоверные этнографические источники имеются у многих художников Тувы, которые отразили быт и культуру тувинцев в середине XX века.
Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ
Список литературы
- Дыртык-оол А.О. Культурное наследие семьи Рушевых в музеях Тувы //Роль музеев в формировании и трансляции региональной идентичности. Сб. научных статей Музея СО РАН Института истории СО РАН. Новосибирск: Параллель, 2012. – С. 82-89.