Издавна река Хемчик привлекала людей, которые продвигались вдоль этой водной артерии левого притока Енисея, селились на ее берегах. Долина Хемчика и ее прибрежные горы сохраняют следы жизнедеятельности: повсюду на прибрежных скалах можно встретить рисунки, выбитые рукой древнего художника. Поколения сменяли поколения, а изображения застыли на скалах, донеся до наших дней произведения искусства далекого прошлого, осколки духовного мира первобытного человека.
Наскальные рисунки – ценнейший источник информации о жизни людей в те далекие бесписьменные времена, о которых мы можем составить представление только по археологическим свидетельствам.
Тувинские петроглифы получили признание в археологической литературе сравнительно недавно. В 40-х годах ХХ в. петроглифы в верховьях р.Хемчик и в устье р.Малый Баян-Кол близ Кызыла обследовались сотрудниками Государственного музея Тувинской Народной Республики, а затем, в 1946-1947 гг.- Саяно-Алтайской экспедицией АН СССР под руководством С. В. Киселева, при участии Л.А. Евтюховой и Л.Р.Кызласова. Наскальные изображения правобережья Хемчика в местности Бижиктиг-Хая стали известны в конце XIX века, после того, как А. В. Адрианов совершил в 1881 г. свое известное путешествие за Саяны через высокогорные перевалы Шапшальского хребта в долину Хемчика.
В 1966 г. художник Первого отряда СТЭАН М. А. Петухов, неустанный разведчик археологических памятников, недалеко от начала Саянского каньона, на левобережье правого притока Улуг-Хема реки Куйлуг-Хем открыл скальный выход с изображением хищника из семейства кошачьих, условно названного тогда пантерой. В дальнейшем они обследовались в разные годы сотрудниками СТЭАН А. Д. Грачом, Я. А. Шером, М. А. Дэвлет и получили известность в литературе.
Под руководством М. А. Дэвлет производят работу по полной фиксации петроглифов в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС. В 1976 году вышла в свет книга «Петроглифы Улуг-Хема». На долгие годы она стала образцом для последующих поколений исследователей, работающих с памятниками наскального искусства.
Марианна Арташировна — учёный, благодаря трудам которой формировался, а ныне успешно развивается самостоятельный раздел археологии, связанный с изучением петроглифов. Можно назвать главные направления деятельности М. А. Дэвлет в изучении наскального искусства последние годы: сохранение памятников наскального искусства. Остро звучит в работах М. А. Дэвлет тревога о судьбе петроглифов, оказавшихся на дне Саянского водохранилища. Исследования М. А. Дэвлет стало для местных краеведов учебником познания искусства древних художников, а также предметом изучения и сохранения культурного наследия своего родного края.
Мы представляем некоторые фотографии с территории Барун-Хемчикского кожууна, на этих снимках видно, как разрушаются и бесследно уходят рукотворные творения наскального искусства. Показ петроглифов в природной среде также представляет собой непростую задачу, сам маршрут предусматривает некое усилие для достижения цели – встречи с древним искусством, стимулирует желание преодолеть временной и культурный барьер, разделяющий современных людей и тех, для кого наскальное искусство было неотъемлемой составляющей духовного мира.
Б. С. Майны, методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ
Литература:
1. Е. Г. Дэвлет, Памятники наскального искусства. М.Научный мир.2002. 239 с.
2. М. А. Дэвлет, Петроглифы Улуг-Хема. М. Издательство «Наука» 1976. 119 с.