Данная тханка поступила из Чадаанского буддийского центра, располагавшегося в юртах в местечке Кызыл-Чыраа, Дзун-Хемчикского района в 1960 году. На тханке изображена группа Губилха. Она состоит из пяти божеств: 1. Молха «мать-божество» – белая богиня, ее атрибутами служат стрела призывания счастья, украшенная шелковыми лентами, и ритуальное зеркало предсказаний. Она занимает центральную часть тханки. Ее ваханой[1] является лань или самка пятнистого оленя, она охраняет человека со стороны левой подмышки. Хотя на данной тханке лань имеет темно-коричневый цвет и очень длинные уши. Молха просят о том, чтобы численность людей и скота не сокращалась, чтобы умножались материальные блага. Ей делают подношения наконечником стрелы брата матери и веретеном сестры матери. Стрела в ритуальном контексте является символом жизни мужчины, а веретено − жизни женщины. Таким образом, Молха ведает продолжительностью жизни женщин и мужчин. 2. В нижнем правом углу тханки изображено Сроглха — «жизнь-божество» – белое божество в воинских доспехах, восседающее на лошади. Его атрибутами являются пика с флажком и аркан. Он охраняет человека со стороны сердца. Ему подносят шелковый флажок и стрелу братьев отца, украшенную черными лентами и исполняющую три желания. 3. В нижнем левом углу тханки изображено Полха, «отец-божество» – белое божество в шелковых одеждах с драгоценными украшениями, восседающее верхом на лошади. Его атрибутами является ратна и чаша с драгоценностями. Он охраняет человека со стороны правой подмышки. Ему подносят копье с флажком и белый ячмень. 4. В верхнем левом углу тханки изображено Юлха, «божество местности» – белое божество в воинских доспехах, восседающее на лошади. Его атрибутами служат лук и стрела. Он охраняет человека сверху. Ему подносят флажок, охраняющий скот, и иглу. 5. Далха, «божество-покровитель, защищающий от врагов» – белое божество в белой одежде и головном уборе, восседающее верхом на лошади. Он держит пику с флажком и поводья. Охраняет человека со стороны правого плеча. Почитается как один из хранителей учения. Ему подносят бирюзу и наконечник стрелы. Вверху на тханке в центре изображен дхармапала Ваджрапани с телом синего цвета, олицетворяющий силу. Снизу расположены подношения. Среди них ружье, топор, меч, пика, колчан со стрелами, бесконечный узел, чакра (колесо учения), зонт, ратны и другие вещи. На тханке присутствуют пять видов скота: овцы, верблюды, козы, кони и быки. Их очень любили изображать в монгольской традиции. Но здесь они все имеют белый цвет. Кроме того, на тханке показаны тигр и лев, животные, которые обычно присутствуют в свите Губилха. Лев-собака особо почитаем именно в Туве, у него специфическая форма носа. |
[1] Вахана (санскр. वहन, vahana IAST от санскр. वह, «восседать, ехать на чём-либо») — в индийской мифологии — объект, или существо (персонаж), используемое богами как средство передвижения (обычно — ездовое животное).
А.М. Допай, хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ