Тувинские традиционные музыкальные инструменты: хомус

Тувинские традиционные музыкальные инструменты: хомус

Национальный музей Республики Тыва хранит уникальную коллекцию тувинских национальных музыкальных инструментов, изготовленных как старыми мастерами, так и нашими современными авторами. Лучшие образцы инструментов – это уникальнейшие предметы, которые поступили в музей благодаря выставкам разных уровней, целенаправленным этнографическим экспедициям и предметами, сданными самими мастерами для пополнения фондов. Многие из этих инструментов представлены в единственном экземпляре. В коллекцию музыкальных инструментов Национального музея входят смычковые инструменты: игил и бызаанчы; щипковые: дошпулуур, чадаган, разновидности хомуса, чанзы; и духовые: шоор, амырга, мургу, эдиски и лимби.

 Хомус / демир хомус букв. «железный варган», муз. разновидность варгана, получившая широкое распространение с древнейших времен до сегодняшнего дня. Звуки извлекаются через задергивание дыл «язычка». Играют на нем, прижимая слегка чаактар «щечки» к зубам. Регулируют звуки губами и языком, гортанью и дыханием (вдох и выдох). Немаловажную роль играет постановка правой руки: большой, указательный и, частично, средний пальцы придерживают инструмент. Два других пальца полусогнуты к среднему. Ладонь образует полусферу. Но и здесь наблюдается различие: в расположении ладони. Так якуты держат хомус так, чтобы тыльная часть ладони была направлена к щеке. А башкиры, тувинцы и казахи, наоборот, т.е. тыльная часть ладони, в основном, находится снаружи. Различия наблюдаются также в манере удара язычка пальцем. Существуют различные приемы игры: однопальцевая, многопальцевая, вибрационная и т.д. у рассматриваемых народов. Но, если в основном, тувинцы, казахи и башкиры ударяют язычок одним прямым указательным пальцем в направлении «к себе» и «от себя», то у якутов, в основном, применяется многопальцевый прием («к себе» и «от себя»).

В фонде «Декоративно-прикладное искусство» Национального музея хранятся 49 ед. хомусов. Из них:

1.Демир-хомус: 43 ед.

2.Шелер-хомус из тростника и кости: 6 ед. (1 из них из кости);

Разновидности хомусов:

Ыяш-хомус (дая-хомус, сооскен-хомус);

— Чарты-хомус (шавылаар-хомус);

— Кулузун-хомус (шелер-хомус);

— Демир-хомус (чес-хомус, хола-хомус).

Демир-хомус – язычковый щипко­вый музыкальный инструмент. Он также относится к числу самых распространенных как в прошлом, так и ныне инструментов. Он многократно­ упоминается почти во всех жанрах устно-поэтического народного твор­чества. Тувин­ский демир-хо­мус представляет собой железную вилку чаактары  (букв. – «щеки») со стальным язычком дылы («язык») посередине.

Общая длина тувинского демир-хомуса не превышает 7-8 см. Он является самым маленьким по размерам из всех музыкальных инструментов, имеющих художественную функцию, свободно умещается на ладони даже подростка. Звук демир-хомуса камерный, и в этом его особая прелесть.

Традиционным способом изготовления демир-хомуса, применяемым мастерами и в наши дни, является ковка. Наиболее важным моментом, требующим большей тщательности, тонкости и точности работы, является прикрепление язычка к корпусу. От того, как это сделано, во многом зависит качество инструмента.

Кулузун-хомус или шелер-хомус – пластинчатый варган, имевший широкое распространение в прошлом, в современном быту встречается очень редко. Название инструмента «кулузун» – буквально «бамбук» – указывает на материал, из которого он изготавливается, а название «шелер хомус» происходит от основного способа звукоизвлечения: шелер означает «дергать». Звук на этом инструменте извлекается частыми, резкими подергиваниями за ниточку. Оба названия употребляются тувинцами одинаково часто.

Кулузун-хомус имеет форму продолговатой плоской бамбуковой пластинки длиной до 12 см, шириной около 2-2,5 см, в середине которой вырезан язычок – тонкая вибрирующая планочка.

Самая многочисленная коллекция хомусов и других музыкальных инструментов сданы старейшим мастером-изготовителем национальных музыкальных инструментов, собирателем тувинского фольклора, сказителем Балганом Кужугетом. Его работы представлены музыкальными инструментами, выполненными по старой технике.  Футляры хомусов его не окрашены и не орнаментированы.

Вот демир-хомус с дугообразной формой корпуса. Он принадлежал шаману из Кунгуртуга. Его нашел Хомушку Б.Ч. около могилы шамана в местечке «Алдыы-Шынаа». По древнему обычаю, все, что принадлежало шаману, клали на его могилу.

К последним поступлениям хомусов в фонды Национального музея относятся 2: работы современных мастеров Хомушку О.К. и Куулар Ш. Э. Хомушку Олег Картыг-оолович окончил Кызылское ПТУ-4 по специальности «мастер по изготовлению тувинских музыкальных инструментов». 

Литература:

Сузукей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты., Кызыл, 1989.  

Бырыннай С.Л., хранитель 1-й категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ