Первая коллекция оружия Национального музея РТ

Первая коллекция оружия Национального музея РТ

Государственный музей Тувинской Народной Республики (ТНР), образованный 13 мая 1929 г., практически не имел своей материальной базы, в том числе, фондовых материалов. Молодая республика к тому времени насчитывала всего лишь около 8-ми лет своего существования в качестве самостоятельного государства. Руководство ТНР выбрало для развития молодого государства социалистическую ориентацию, благодаря чему получала всемерную идеологическую и материальную поддержку со стороны СССР. Так и при создании первого государственного музея ТНР в мае 1929 г. на помощь пришла советская организация – Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), которая разослала советским музеям и научным организациям письма с просьбой о помощи музею ТНР с первыми музейными предметами.

В Москву и Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) с ответственной миссией осенью 1929 г. был командирован первый директор тувинского музея В. П. Ермолаев. Об этой командировке можно найти сведения в статьях А. О. Дыртык-оол, А. С. Хертека. Эта командировка продлилась больше полугода, из них около двух месяцев ушло на обратную дорогу, сначала по железной дороге до
Абакана, а потом санным обозом через Саяны до Кызыла.
Одна из самых интересных музейных коллекций, привезенных в Туву В. П. Ермолаевым в 1930 г., это предметы средневекового вооружения, которые, по сути, составили первую оружейную коллекцию тувинского музея.
Предметы данной коллекции были переданы в дар нашему музею ведущим российским музеем – Государственным Эрмитажем, оружейное собрание которого сегодня насчитывает свыше 15 тыс. единиц. Русское, европейское и восточное вооружение из этого собрания относится к отделу «Арсенал».
В основе коллекции средневекового рыцарского оружия Эрмитажа лежит личное собрание Николая I, который начал его коллекционировать в 13-летнем возрасте, таким образом, начало ее формирования относится к началу XIX в. Сегодня экспозиция так называемого «Рыцарского зала» Эрмитажа является одной из самых посещаемых, а центральное место в ней по праву занимает знаменитая «конная группа», изображающая рыцарей верхом на конях в натуральную величину, все они, в том числе лошади, облачены в рыцарские доспехи.

Предметы оружия из Эрмитажа были зарегистрированы в первой Книге поступлений нашего музея, оформленной и начатой лишь в 1954 г., именно с этого времени берет начало официальный учет нашего музея. Всего в КП-1 зарегистрировано 59 ед. оружия, из них 51 ед. относится к коллекции Эрмитажа.
Здесь необходимо отметить, что среди учетных документов музея не были обнаружены описи первых коллекций музея, прибывших из Москвы и Ленинграда, в том числе из Эрмитажа. И лишь в начале 2010-х гг. с целью исследования истории и состава первой художественной коллекции нашего музея в командировку в Санкт-Петербург в Русский музей и Эрмитаж был направлен сотрудник музея Тувы, искусствовед Александр Сагдыевич Хертек. Там он обнаружил первые экземпляры этих описей с подписью В. П. Ермолаева и привез в Кызыл их ксерокопии.

Представляет интерес акт Эрмитажа от 20 февраля 1930 г., его составили и подписали: Ученый секретарь Эрмитажа М. Д. Философов, хранитель Отделения оружия А. А. Автономов и Заведующий Тувинским Государственным музеем В. П. Ермолаев. К сожалению, среди ксерокопий документа не хватает нескольких страниц, но на последней странице акта, которая имеется, мы можем видеть, что всего в акте было 69 наименований предметов средневекового вооружения. Как мы видим, Эрмитажем в 1930 г. было передано большее количество вооружения, чем его зарегистрировано в 1954 г. в первой Книге поступления нашего музея. Можно предположить, что некоторые предметы были либо утеряны, либо похищены во время многочисленных переездов музея из одного здания в другое. Как известно из истории музея, лишь в 1946 г. ему было предоставлено постоянное здание по адресу – улица Ленина, дом 7, в котором раньше располагался Национальный театр.
Сегодня состав первой оружейной коллекции НМ РТ (из Эрмитажа) выглядит
следующим образом:

  • 1 комплект рыцарских доспехов, состоящий из 12-ти предметов;
  • 9 кольчуг и 7 шлемов;
  • 2 щита;
  • 1 жезл;
  • 9 ед. огнестрельного оружия (кремневое), из них: 6 ружей и 3 пистолета;
  • 1 жагра (приспособление для огнестрельного оружия);
  • 20 предметов холодного оружия.
    Для удобства мы разделили данную коллекцию на три условные группы: холодное оружие, огнестрельное оружие, защитное воинское снаряжение и рыцарские доспехи. Теперь подробнее разберем каждую из них и кратко опишем виды предметов в этих группах.

Защитное воинское снаряжение и рыцарские доспехи. Необходимо отметить, что коллекция средневекового оружия, несомненно, вызвала огромный интерес со стороны местного населения, особенно, мальчишек. На фотографиях В. П. Ермолаева мы видим мальчиков, на которых надеты кольчуги, шлем с забралом и персидский шлем, в руках они держат двуручный меч, щит и наконечник алебарды. На этих исторических фотографиях можно видеть и развешанные на стенах шедевры мирового искусства из Русского музея и Эрмитажа (рис. 1).

Комплект рыцарских доспехов состоит из 12-ти составных частей, образующих полный доспех средневекового латника. Несмотря на то, что комплект состоит из нескольких частей, он зарегистрирован в Книге поступлений как 1 музейная единица. По всей видимости, это связано с тем, что этот комплект был записан в акте Эрмитажа под одним наименованием: «Полный доспех, состоящий из…». Сегодня по музейным правилам каждой отдельной части комплекта присвоили бы отдельный дробный номер.
В составе комплекта рыцарских доспехов:

  • шлем с забралом (1 ед.);
  • кираса с «ожерельем» (1 ед.);
  • оплечья (2 ед.);
  • наручи (2 ед.);
  • перчатки (без «пальцев») (2 ед.);
  • ножной доспех (налядвенник, наколенник, наголенник, сабатон) с защитой;
  • ступни (2 ед.) (рис 2).

Все шлемы (7 ед.) выполнены из металла, но имеют разную форму. Так, среди них имеется «Шлем персидский со сферической тульей, украшенной травленным узором, надписью и чернью. На тулье приклепаны: остроконечное навершие, носовая стрелка и 2 трубки для перьев. Бармица сплетена из гнутых железных и медных колец» (запись из акта Эрмитажа) (рис. 4).

К воинскому снаряжению относятся и кольчуги, их насчитывается в описываемой коллекции 9 ед., все они не полной сохранности, некоторые с отсутствующими фрагментами (рис. 3). Согласно записям, в акте Эрмитажа и КП-1, по крайней мере, три кольчуги относятся к кавказским и одна – к турецким. Все они выполнены из скрепленных между собой особым образом металлических колечек, которые образуют достаточно прочную и надежную защиту от колющих и режущих ударов.

Наверное, многим знаком по историческим фильмам другой шлем – «Морион, склепанный их двух частей, с высоким гребнем и железными заклепками на полях» (запись из акта Эрмитажа) (рис. 5).

В коллекции есть 2 щита, они служили не только как средство защиты воина, но и помогали в нападении. Например, на одном щите (рондаш) по центру имеется граненное острие (рис 6), которым можно было нанести значительные раны при нападении. Второй щит – персидский (рис. 7), он «украшен с наружной стороны травленным узором, изображениями всадников и надписью, с четырьмя шишами посередине и медным венцом по краю» (запись из акта Эрмитажа).

Большой интерес в коллекции вызывает «жезл персидский» (рис. 8) так называемый «жезл сотника», распространённый в средние века в Персидском регионе, навершие у жезла в виде рогатой человеческой головы.

Огнестрельное оружие. Несомненный интерес вызывают образцы средневекового огнестрельного оружия – 3 пистолета и 6 ружей, из них 4 ружья с кремневыми замками (2 кавказских, 1 персидское и 1 неизвестного происхождения). В коллекции есть 2 крепостных ружья, одно из них персидское – с восточным кремневым замком, а второе – бухарское крепостное ружье с фитильным замком и нарезным стволом (Рис. 9).

Крепостные ружья получили свое название, по-видимому, от слова «крепость», так как в свое время широко применялись для обороны крепостей и поражения живой силы за укрытиями и защитными сооружениями, эти ружья имели немалый вес, размеры и калибр.
Пистолеты все с кремневыми замками, один из них македонский, второй – турецкий, а третий – неизвестного происхождения, он в серебряной оправе.
К огнестрельной части коллекции относится и «жагра» – особый род пальника для воспламенения затравки заряда старинных артиллерийских орудий. Данная жагра это копье с широким двулезвийным наконечником и 2 железными трубками в виде орлиных голов, в которые помещались фитили для запаливания затравки орудия. Благодаря острому наконечнику жагра могла служить пушкарю и как копье для самообороны от неприятеля.

Наибольший интерес в этой коллекции, на наш взгляд, представляют именно образцы холодного оружия 16 ед.:

  • 1 меч двуручный, 2 шпаги, 4 турецкие сабли, 3 турецких ятагана (виды
    клинкового оружия);
  • 2 алебарды, 1 протазан, 1 эспонтон и рунка (виды древкового оружия);
  • 2 шестопера (вид короткодревкового оружия).
    Единственный арбалет в коллекции относится к метательному холодному оружию, его еще называют самострелом или механическим луком. Его тетива выполнена из пеньки.

Среди клинкового оружия в данной коллекции, конечно, выделяется двуручный меч (рис. 9). Это типичный меч ландскнехтов – наемников, сражавшихся в первых рядах за двойное жалование. Эти мечи называли «цвайхендер» (что в переводе с немецкого и означает «двуручник»), у них длинная рукоять, позволявшая взять меч двумя руками.
Они обычно достигали длины 1,8 м и весили от 2 до 3,5 кг. Общая длина музейного меча составляет 178 см. (масса 4,1 кг.), из них 58 см. приходится на рукоять с гардой, которая состоит из двух длинных и массивных дужек, спускающихся к лезвиям. У основания эти дужки усложнены двумя кольцами. Вся эта конструкция гарды служила для защиты рук, а также с помощью нее можно было застопорить оружие противника. На выставках нашего музея этот меч обычно дополняет рыцарские доспехи.
Всем нам хорошо известен такой вид холодного оружия как шпага, их часто показывают в кино, где с помощью них киношные герои выясняют между собой отношения, в нашем музее их хранится 3 ед. А вот турецкое клинковое оружие менее известно, в нашей коллекции их 7 ед. – 4 сабли и 3 ятагана.
К древковым видам оружия из музейной коллекции относятся: алебарда, протазан, эспонтон и рунка.
Алебарда – это средневековое холодное оружие в виде комбинированного топора с копьем, насаженного на длинный шест. Убойную силу топора усиливало сверху копье, которым можно было наносить колющие удары. Это было грозное оружие средневековой пехоты. Алебарды (боевой наконечник в виде топора и фигурного профиля с 4-гранным удлиненным острием) на протяжении XVII в. были оружием телохранителей российских царей. Как следует из табеля 1711 г., они состояли на вооружении пехотных и артиллерийских унтер-офицеров.

Протазан – появившаяся в XVI в. у немецких ландскнехтов разновидность копья с дополнительными боковыми лезвиями, рассчитанными на блокировку рубящих ударов. Протазан был достаточно универсальным холодным оружием, был одинаково пригоден как для нанесения колющих ударов, так и рубящих или режущих, активно применялся пехотинцами в боях с конницей. Правда, в отличие от тактики боя пикой или алебардой, протазан применялся не только против всадника, но и против лошади, у которой перерезались сухожилия, заставляя спешиваться конника. В выборных полках русской армии XVI века, из штатного оружия протазан полагался капитану. В XVII в. протазан практически исчез из вооружения, оставшись только в виде оружия офицеров почетного караула, храмовых охранников или городской стражи, хотя одна из модификаций протазана – эспонтон – входила в вооружение ряда европейских армий вплоть до конца XVIII в.

Эспонтон – это холодное древковое оружие, довольно схожее по внешнему виду с более распространенным протазаном. Перо наконечника эспонтона плоское и широкое, имеющее горизонтальную поперечину с загибами вверх и вниз. Эспонтон появился на вооружении пехоты Франции ближе к концу XVII в., и впоследствии достаточно быстро распространился во многие европейские армии, став офицерским оружием. Несмотря на слабую боевую эффективность, это древковое оружие было достаточно заметным ориентиром для выстроенной пехоты, поэтому чаще всего эспонтон являлся штатным оружием унтер-офицеров, замыкавших строй. Часто при помощи эспонтонов офицеры возвращали в строй пытавшихся дезертировать солдат, используя для этого древко.

Наиболее сохранившееся древковое оружие в собрании музея это – Рунка (ronsard) – разновидность древкового колюще-режущего оружия, представляющая собой фактически копье с двумя дополнительными боковыми наконечниками, меньшими, чем центральный; также иногда именуется боевыми вилами. Данное оружие украшено бунчуком из конского волоса и гвоздиками с шляпками из желтого металла.

Шестопёр – холодное оружие ударно-дробящего действия XIII-XVII вв., в том числе, древнерусское. Он представляет собой разновидность булавы, к головке которой приварено шесть (реже более) металлических пластин – «перьев». В нашей коллекции один шестопер с 8-ю «перьями»17, второй с неполной сохранностью имеет только четыре сохранившихся «пера».

Мы видим, что первая оружейная коллекция Тувинского музея, состоящая из образцов средневекового вооружения из фондов Государственного Эрмитажа, несомненно, имеет большое культурное значение для нашей республики. Оно обусловлено, во-первых, историей ее появления в Туве, связанной с всемерной помощью, которую оказывал Советский Союз молодому государству – Тувинской Народной Республике. А, во-вторых, эта и другие коллекции, подаренные советскими музеями и научными организациями, позволили впервые познакомить широкие массы населения ТНР с мировыми культурными и научными достижениями. Считаем необходимым отметить, что не многие сибирские музеи могут похвастаться такими оружейными коллекциями, предметы из которой можно увидеть только в ведущих российских и мировых музеях. Несомненно, что эта оружейная коллекция достойна публикации в отдельном музейном каталоге.

Нурзат Э.Б., специалист по учету отдела фондов НМ РТ

Список литературы и источников:

  1. Алебарда // Военная энциклопедия: Том I. А – Алжирия // Сайт «Руниверс». URL:
    https://runivers.ru/lib/book3046/9606/
  2. Военная энциклопедия. Т. 18. / под ред. Новицкого В. Ф. Санкт-Петербург, 1911-1915. 373 с.
  3. Дыртык-оол А. О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е годы). Кызыл: Типография КЦО «Аняык», 2007. 84 с.
  4. Дыртык-оол А. О. Музейное строительство Тувы в составе Российской Федерации. Кызыл: Типография КЦО «Аняык». 2009. 136 с.
  5. Жагра // Военная энциклопедия: Том IX. Двина Западная – Елец. Сайт «Руниверс» URL: https://runivers.ru/lib/book3046/
  6. Западноевропейское художественное оружие XV-XVII вв. // Сайт Гос. Эрмитажа. Раздел «Постоянные экспозиции», Раздел «Коллекции Эрмитажа» : https://www.hermitagemuseum.org
  7. Конокотина Лана. Рыцарский – самый посещаемый зал Эрмитажа (опубликовано: 22.01.2019) //Информац. портал «Санкт-Петербург». URL: https://topspb.tv/programs/stories/471624/
  8. Ландскнехт // Военная энциклопедия: Том XIV. Круковский – Линта. URL: https://runivers.ru/lib/book3046/9619/
  9. Малов А. В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории. 1656—1671 гг. Москва, 2006, 624 с.
  10. Нурзат Э. Б. Проект каталога «Тувинские национальные ножи в фондах Национального музея Республики Тыва» // Ермолаевские чтения: материалы IV научнопрактической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 132-137. DOI: https://www.doi.org/ 10.24412/2686-9624-2020-132-137
  11. Протазан // Военная энциклопедия: Том IX. Двина Западная – Елец. Сайт «Руниверс» URL: https://runivers.ru/lib/book3046/
  12. Противотанковое однозарядное ружьё обр. 1873 системы ГАНА-КРНКА (опубликовано: 06.12.2018) // Сайт «Альтернативная история». URL: http://alternathistory.com/protivotankovoe-odnozaryadnoe-ruzhe-obr1873-sistemy-gana-krnka/
  13. Рунка // Вендален Бехайм. Энциклопедия оружия (Руководство п оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.). URL:http://annales.info/evrope/behaym/behaym10.htm#rp
  14. Суханов И. П. Древковое оружие кораблей российского флота. Труды Третьей международной научно-практической конференции. 16–18 мая 2012 года. Часть III. Санкт-Петербург. 2012. 491 с.
  15. Уизерс Х. Дж. С. Мечи и сабли // Большая иллюстрированная энциклопедия. М. 256 с.
  16. Хертек А. С. Первая художественная коллекция Тувинского Государственного музея // Новые исследования Тувы. 2009, №1-2. С. 326-333. Доступно на: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/674
  17. Шестопёр // Военная энциклопедия: Том IX. Двина Западная – Елец. Сайт «Руниверс» URL: https://runivers.ru/lib/book3046/
  18. Эспонтон // Военная энциклопедия: Том IX. Двина Западная – Елец. Сайт «Руниверс» URL: https://runivers.ru/lib/book3046/