Рубрика «История одного экспоната»: молочник из чайного сервиза

Рубрика «История одного экспоната»: молочник из чайного сервиза

В музее хранятся множество интересных коллекций, владельцами которыми являются исторические личности, сыгравшие значительную роль в истории Тувы.

В 2010 году в музей были переданы личные вещи Анчинмыы-Токи Хертек Амырбитовны. Среди них был и молочник из чайного сервиза.

Все личные вещи передала в музей ее племянница Артаа Чечекмаа Хертековна, уроженка с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна.

Это молочник белого цвета, расписан крупными ветвями с цветами. Он имеет сливное горло или рыльце (уст. слово — носик), похожее на овал. С внутренней стороны золотистая отводка шириной – 1 см. Тулово шаровидной формы, поверхность, которая граненная, грани в форме прямых линий, плавно переходящие в горло. Дно круглое, слегка вогнутое. Ножка короткая кольцевая, украшена позолоченной отводкой. Ручка ушкообразная, гладкая, плоская, соединена к тулову.  Декор ручки — позолотой.

На дне предмета изображено клеймо, которое свидетельствует, о качестве и многолетних традиций производителя. Так, марка красная надглазурная — изображение головы лося и буквы «В». Период марки 1960 – 1970 гг. Далее стоит знак качества — штамп в виде пятиугольника, где внутри буквы «СССР». Примечательно, что по маркировке можно определить принадлежности изделия к конкретному производству. Клеймо относится к Дмитровскому фарфоровому заводу, который находится в Московской области п. Вербилки.

Интересна история завода. Год и место основания — 1766 год, Российская империя, Московская губерния, Дмитровский уезд, с. Вербилки. Фабрика основана как частное предприятие обрусевшим английским купцом Ф. Я. Гарднером. До конца XIX в. заводом владела семья Гарднеров. Первое время мастера завода занимались копированием модных европейских образцов столовой и чайной посуды, в основном Майсенской мануфактуры. Первоначально на предприятии выпускался только фарфор, в 1829 году стали изготавливать изделия из фаянса, а с середины 1840-х гг. – опак. В 1853 г. по результатам Х выставки мануфактурных изделий завод получил право ставить на своих работах государственный герб. В 1850-х гг. выпуск фаянса на предприятии в отдельные годы стал превышать выпуск фарфора. В 1892 году «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», образованное в 1887–1889 гг., приобрело у потомков Ф. Я. Гарднера завод в Вербилках. У владелицы
Е. Н. Гарднер М. С. Кузнецовым куплен завод, земля, фабричные модели, формы, рисунки, образцы; со скидкой в 40 процентов готовые товары со складов и магазинов Москвы, Нижнего Новгорода, Петербурга, Кимр; за 25 процентов от цены – утильный товар, а также товарный знак знаменитого русского завода с изображением государственного герба. До 1917 года М. С. Кузнецов ставил на изделиях, вывесках, счетах и во всех других необходимых в коммерции случаях марку «Гарднер», упоминал награды и медали, завоеванные заводом. После революции 1917г. предприятие национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод. Начинался советский период в жизни завода с лишений и трудностей. В годы Гражданской войны и послевоенной разрухи делали вазочки, туалетные приборы, блюда со старыми декольками: «Деревенька под снегом», «Речка с березками», «Еловая роща». Советская власть требовала бодрости, поэтому производился агитационный фарфор: «Все в культпоход», «За заем тракторизации». Кружки с портретом Калинина — всесоюзного старосты. В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества. В 1930-х годах большую известность получили чайные сервизы «Искусство народов СССР». В это же время в Вербилках начал работать скульптор Сергей Михайлович Орлов. Известные работы: «Конек-горбунок», «Золотая рыбка», «Клоун». В 1937 г. на заводе организована художественная лаборатория. Во время Великой Отечественной войны выпуск художественного фарфора был прекращен, но отдельные работы всё-таки появлялись. А. Чечулина, известная до войны сервизами «Русский орнамент», «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину». Т. Деморей, вспомнив о гарднеровском орденском сервизе, расписала свои: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» — полководческие ордена Великой Отечественной. Продукция завода была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937) и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В 1966 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1991 работники завода выкупили его и организовали ЗАО «Фарфор Вербилок». В 1995 основано дочернее предприятие ДО «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного фарфора, у истоков которого стояли два семейных клана — Гарднеры и Кузнецовы. На международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года успехи фабрики были отмечены Бриллиантовой и Золотой звёздами. В 2006 году на заводе 350 сотрудников, из них 20 живописцев. С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году старейшее российское фарфоровое предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера». В 2009 года предприятие получило благодарность от Министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора. По состоянию на октябрь 2012 года, Фарфор Вербилок — один из трёх действующих фарфоровых заводов в России.

Анчинма-Тока Хертек Амбырбитовна супруга Салчака Токи – первого секретаря Тувинского обкома КПСС. Родилась 1 января 1912 года Кок-Соок, Бай-Тайгинского кожууна.  Уже позднее она сама назначила свой день рождения на первый день года. В школе училась на монгольском языке, в 1930 году появилась тувинская письменность, и она одной из первых в стране её освоила. На следующий год она вступила в Тувинскую народно-революционную партию. Окончила Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина в Москве (1935 г.). В годы учёбы занималась искусством, в качестве певицы участвовала в записи первой граммофонной пластинки с тувинским народным пением. После возвращения в Туву работала в ЦК Революционного Союза Молодёжи Тувинской Народной Республики. С 1938 г. заведующая отделом по работе среди женщин ЦК правящей (и единственной в республике) Тувинской народно-революционной партии. В 1940 году Хертек Анчимаа стала Председателем Малого Хурала (парламента) Тувинской Народной Республики. После упразднения независимой Тувы и преобразования её в октябре 1944 г. в Тувинскую автономную область в составе РСФСР Хертек Анчимаа-Тока вплоть до 1961 г. работала заместителем Председателя Тувинского облисполкома, c 1961 по 1979 — заместителем Председателя Совета Министров Тувинской АССР.

Дыртык-оол М.О., с.н.с. отдела истории и краеведения НМ РТ