Предмет для изгнания духа болезни у больного принадлежал Кол Норжунме Шуленгиевне, уроженке Тоджинского кожууна, из колхоза «Первое мая».
Легенда происхождения предмета очень интересная. Норжунмаа Шуленгиевна заболела и пригласила к себе известного шамана Тывай. Окурив больную веткой можжевельника (тув. артыш), он, привязав на верху палки белую ленту, вынес ее подальше от чума (на север или на юг), воткнув в землю. Выбрав из стада, священное животное (рыжего коня) повязал тряпочку или ленту на шею коня. Женщина не имела права ездить на этом животном. Уходя, шаман за проведенный обряд, брал плату с хозяев (скот, чай, табак и т.д.). Хозяева обычно расплачивались по своему усмотрению, исходя из своего благосостояния. Придя в следующий раз, шаман предложил сделать данный ээрен и повесить его на почетном месте в чуме. Он также объяснил хозяйке, какой должен быть ээрен, и какого цвета должна быть ткань.
Данный ээрен сшит из синего талемба, с трех сторон обшит белой тесьмой. Внизу пришиты две зеленые и семь белых небольших полос. По верхним углам есть вязки из ткани. На основании пришиты три небольшие фигурки человека из войлока, одетые в халаты зеленого, синего и белого цветов. Над фигурками по краю основания пришиты три белые небольшие пуговицы. К каждой фигурке пришиты многочисленные ленты из разноцветной ткани. Символ души духа Кыргыс – рыжий конь. Приглашенный шаман обязательно проводит освящение живого рыжего коня.
Если место болезни у больного выше поясницы, дух Кыргыс его излечивает. Ээрен в музей поступила в 1958 году.
Литература: М.Б. Кенин-Лопсан «Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма. По материалам шаманского фольклора». Диссертация стр. 36, Санкт-Петербург
#музейтыва#экспонат#фонды#обряды#шаманизм#религия#тыва