РУБРИКА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА»

РУБРИКА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА»

Камнерезное искусство стало своеобразным символом тувинской культуры наряду с горловым пением и шаманизмом. Самые ранние работы датируются концом XIX — началом XX века, но традиции создания мелкой пластики зародились еще в легендарном скифском зверином стиле. Искусствоведы утверждают, что фигурки, вырезанные тувинскими мастерами, могут конкурировать с лучшими европейскими изделиями этого рода.

Самый распространенный поделочный камень в Туве — агальматолит, по-тувински — «чонар-даш», то есть «камень, который можно резать». Он легко поддается обработке, позволяя наносить сложные орнаментальные узоры.

Другой камень, поддающийся резке, — это серпентинит. Обычно он черный или зеленовато-черный. Если сравнивать с агальматолитом, серпентинит значительно тверже, а значит и труднее поддается обработке, требуя большого мастерства и терпения.

В экспозиции Национального музея Республики Тыва представлена скульптурная композиция «Всадник на верблюде» одного из родоначальников камнерезного искусства Тувы Монгуша Черзи, выполненная из серпентинита. Начиная с 1960-х годов именно Черзи стал активно создавать скульптуры из этого камня.

Поскольку Монгуш Черзи родился и вырос в тувинской юрте, которая была средоточием богатейших пластов традиционной культуры тувинского народа, он знал весь арсенал домашней утвари, всю структуру национальной одежды. Поэтому всадник представлен в национальной одежде, где указаны тончайшие детали: головной убор овууза, шуба с поясом, кожаная обувь с приподнятым мысом.

Декоративность и стилизация характерны для образа верблюда, который в творчестве Монгуша Черзи символизирует стойкость и силу духа. Монументальность образа верблюда, его силу мастер искусно передает через смелое нарушение пропорций тела животного. Массивные конечности верблюда как будто бы приросли к земле. Могучая шея верблюда подчеркнута стилизованным изображением шерсти. Образ всадника с верблюдом отражает философское осмысление кочевой жизни, наполненной не только тяжелым трудом, но и безусловной свободой.

Всадник на верблюде
1962 год
Размер
15,5x12x3,5 см
Техника
серпентинит; резьба

Айжы Жанна, методист