КАРТИНА ХУДОЖНИКА ЛЕОНИДА ДЕМИДОВИЧА ПРОТАСОВА

КАРТИНА ХУДОЖНИКА ЛЕОНИДА ДЕМИДОВИЧА ПРОТАСОВА

25 октября отмечается международный день художника. Эта дата приурочена ко дню рождения Пабло Пикассо. В этот день всемирное сообщество отмечает творческую деятельность художников и их большой вклад в развитие культуры и искусства. Многие страны организуют выставки, конкурсы и другие мероприятия в честь этого праздника.

Национальный музей Республики Тыва к международному Дню художника представляет вашему вниманию произведение Леонида Демидовича Протасова, члена Союза художников СССР, заслуженного художника Тувинской АССР.

Картина «Приезд. Встреча отряда партизан Кравченко и Щетинкина с тувинскими аратами» Леонида Демидовича Протасова относится к историческому жанру. В основе сюжета лежит знаменательное историческое событие встречи 18 июля 1919 года тувинских аратов и партизанской армии под командованием А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкина в Белоцарске.

На живописной работе представлена многофигурная композиция, отличающаяся сложным ритмическим и пространственным строем. Композиционным и смысловым центром картины являются фигуры двух революционеров А.Д. Кравченко (в головном уборе папахе) и П.Е. Щетинкина (в фуражке с красным знаменем) в окружении мужчин-аратов, встречающих их по тувинской традиции с курительными трубками.

Кравченко крепко пожимает руку молодому тувинцу-арату с традиционной прической кежеге в красном распашном халате тон, опоясанным зеленым матерчатым поясом, украшенным ножом в ножнах и огнивом-кошельком. Рядом с Кравченко и аратом стоят два арата-скотовода среднего возраста: один в шапке с остроконечной тульей и в синем халате, другой в сером халате. Они также ведут неспешную беседу с Кравченко. С Щетинкиным разговаривает с трубкой на руке арат в салатовом распашном халате с красным поясом. Голову мужчины украшает традиционная шапка с остроконечной тульей, а ноги – кожаные сапоги с острым носком.

 На переднем плане живописцем обозначены фигуры детей с интересом разглядывающих партизанов. Девочка в бирюзовом распашном тоне с маленьким ведерком, наполненным водой, идет навстречу к прибывшим. Рядом с ней мальчик с прической кежеге и в коротких штанишках, тащит за собой мальчишку, который стеснительно улыбается, смотря прямо на зрителя.

На правом переднем углу в овчарне мирно лежат козы. На правом углу картины написаны фигуры трех детей: мальчик наблюдает за взрослыми, а девочка в синем распашном тоне держит за спиной обнаженного малыша и также устремляет свой взор на зрителя. Средний план живописной работы отличается событийной наполненностью. В правом углу видна часть юрты, перед которой стоят женщины.

Женщина среднего возраста с зеленым платком на голове и в белом тоне передает ребенка девушке в красном халате. Другая женщина с белым платком на голове и в синем халате пристально наблюдает за встречей. Рядом с ней мальчик держится за ее юбку.

В центре позади основных героев на коне сидит красноармеец с красным знаменем. Рядом с ним тоже всадник, весело приветствующий аратов. Интересен образ богатого арата-феодала в богатом одеянии: в оранжевом шелковом халате, кожаных сапогах и головном уборе с острой тульей и лентами «маак». Его жесткий и безжалостный характер художник подчеркнул плетью. Возможно, данный персонаж очень раздосадован приездом партизанов-красноармейцев, которые изменят устоявшийся феодальный строй в Туве.

Дальний план картины посвящен многочисленной армии Щетинкина и Кравченко, дружно вступающих в Белоцарск.

Ритмичное строение картины выстроено гармонично, люди сгруппированы по три или четыре человека, создающим особый эмоциональный настрой в живописной работе. Мажорное настроение картины также поддерживает колористическое составляющее. Художник Леонид Протасов представил встречу в знойный летний день, где сами персонажи в ярких национальных костюмах при полном параде поддерживают высокий эмоциональный подъем, отражающим светлое будущее.

Материал подготовлен методистом отдела культуры, искусств, религии и краеведения  Жанной Айжы.