«Олчей Айбес- ювелир, камнерез, продолжатель древних традиций».

«Олчей Айбес- ювелир, камнерез, продолжатель древних традиций».

размещено в: Без рубрики, Новости | 0

Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва 15 декабря в 14 часов открывается экспозиция творческой деятельности мастера-ювелира, камнереза Олчея Айбеса, продолжателя традиционных древних традиций, который стал универсальным мастером народного искусства. В экспозиции насчитывается более ста произведений ювелирного, камнерезного искусства, конское седло, упряжь, тувинские музыкальные инструменты, тувинские ножи, кокарды на тувинских шапках.

Работа Айбеса Олчей

 Айбес Сергеевич родился 14 июня 1979 года в селе Барлык Барун-Хемчикского района в семье художника. С детства его окружало стремление к постижению прекрасного, в поселке Кызыл-Мажалык он стал заниматься в детской школе искусств, где художественное отделение вел известный художник и камнерез Биче-оол Майны. После окончания средней школы он поступает в ГПТУ-4 города Кызыла на столяра-резчика по дереву, где Олчей овладевает резьбой по дереву, занимаясь одновременно камнерезным искусством, затем служба в Советской Армии, потом учеба в ТувГу на инженерно-техническом факультете. В 2008 году молодой художник по интернету стал искать, где можно обучиться ювелирному делу, таких мест он нашел два – это Санкт-Петербург и Якутск. Он выбрал Якутск, где жили его друзья, и широко известную ювелирную фирму «Киэрге», которая знаменита своими произведениями не только в России, но и за рубежом. По его словам, вначале изучали теорию ювелирного искусства, потом стали выполнять заказы, трудностей для исполнения ему не было.

В 2010 году Олчей Айбес возвратился в Кызыл, начал создавать свою мастерскую, в которой начал выполнять частные заказы по ювелирному делу. Рассмотрим его работы за последние несколько лет – две пары серебряных длинных сережек, выполненных по современным традициям со вставками золотого оленя и пантеры (снежного барса), найденных в раннескифских курганах Аржаан, Аржаан-2. Эти мотивы стали применяться в ювелирном деле повсеместно среди мастеров Тувы, многие народные мастера увлеченно внедряют такие мотивы в женских серьгах, браслетах, колье, тувинских ножах и других сувенирных предметах, которые пользуются большим спросом. Другой стезей в творческом пути Олчея стало изготовление тувинских ножей, в основе которых традиционный клинок, на рукояти ножа, чехле и подвеске мастер добавляет знаковые символы раннескифского искуства – это пантеру (снежный барс), бляшки кошачьих хищников и национальные атрибуты в виде лошадей, арзыланов. Кочаа Сергей вначале исполнял традиционные ножи с растительным орнаментом с включением геометрических знаков, позднее с обнаружением золотых предметов в кургане Аржаан-2 он также стал включать в оформление ножей мотивы раннескифского искусства.

На протяжении десяти лет Олчей Айбес принимал участие во многих конкурсах и выставках разных уровней и был награжден многими наградами. 2018, 2023 годах он стал участником межрегиональных художественных выставок «Сибирь-XII» в Новокузнецке и «Сибирь-XIII» в Барнауле. Мастер выполняет конское снаряжение – от седла до конской упряжи. Настолько филигранно он делает серебряную оплетку для конской упряжи, кожаных ремешков, что можно только позавидовать тонкому ремеслу ювелирных дел мастера. Он оформлял по эскизам театрального художника, заслуженного работника культуры России Шалык Начына кокарды для головных уборов известных тувинских борцов хуреша, скакунов, лучников, хоомеистов, обозначающих их ранг в табели национального спорта и искусства. Особой ролью в творчестве молодого ювелира стали его творческие работы, выполненные в агальматолите и серпентините, оформленные вставками и дополнениями из рога, латуни, серебра. Олчей Айбес, как хороший камнерез вырезает скульптуру животного (лошади, сарлыка, козерога, кабана, арзылана, медведя, орла и других зверей), также людей (чабана, шамана).

Композиция «Кадарчи» (2017) выполнена в традиционной манере тувинских камнерезов, где фигура чабана сидит на лошади, в руках человека национальный тувинский инструмент дошпулуур. Малая скульптура «Буга» (сарлык, 2019) вырезана из черного серпентинита, в типичной манере наших камнерезов, обрисован основной объем туловища животного, вырезаны большие складки шерсти врезными линиями. Другой зверь, сказочный «Арзылан» (2019) также вырезан из серпентинита с минимальной орнаментацией линий складок шерсти. Большие глаза вставлены в виде замены цветными камнями темно-желтого и черного цветов. Черный серпентинит по словам Олчея – это черный сланец из тере-хольского Кунгуртуга, который ему привозят народные умельцы и камнерезы. Он такой же твердый как мрамор, но чуть меньше прожилок, как в серпентините, поэтому имеет спрос у камнерезов и народных мастеров-прикладников. Дикое животное «Кабан» (2019), выполненное из черного сланца, также по национальным традициям старых ваятелей по камню, туловище вырезано анатомически правильно с соблюдением пропорций. Показаны складки шерсти, обозначенные врезными линиями. Далее рассмотрим новые произведения, которые по-новому раскрывают творческие замыслы художника-прикладника. Он ищет свежие материалы для выполнения задуманных задач, выбирая совершенно не раскрытые свойства рогов сарлыка, совместно с латунью и камнем. В этом он опередил известных камнерезов и художников-прикладников. Так для основного объекта изображения мастер выбирает рог сарлыка, материал не свойственный для камнерезов. Его композиция «Адыг-ээрен» («Дух медведя», 2018) выполнена из рога сарлыка с подставкой из дерева и бубна, выплавленного в латуни. Фигура медведя стоит на задних лапах, устремлена вверх к небу, передние лапы держат бубен. В другой композиция «Хозяин вершин» (2019) фигура козерога вырезана из рога сарлыка с добавлением вставленных серебряных рогов. Туловище козерога словно парит над металлическими облаками, выполненных в виде растительных завитушек, его взгляд устремлен в небо. В композиции «Общение» («Харылзаа», 2019) автор изображает задумчивого шамана, сидящего возле ритуального костра, вылитых из латуни. Замечательной композицией его творчества является «Эзир-кара» («Черный орел», 2017), это прозвище было дано легендарному черному коню в Эрзинском районе, когда молодой жеребец постоянно выиграл конные скачки, в 1930-е годы его репрессировали и расстреляли, как сообщника врага народа. Автор изобразил коня из черного рога сарлыка, придав очертания животного, стремительно летящего в беге, по скорости не уступающем орлу, изображение которого видно на боку молодого коня. Таким образом. Олчей А.С. является продолжателем новых веяний в тувинском ювелирном деле, художественной обработке металла и резьбе по камню. Молодой автор стремится создать новое направление в этих видах, привнеся сочетание серебряных вкладок, украшений к старым традиционным решениям народного творчества тувинских народных мастеров в декоративно-прикладном искусстве. Искусство Олчея Айбеса – это новое направление в ювелирном, камнерезном искусстве, это изящно и филигранно выполненные музыкальные инструменты и конское снаряжение.

Хертек А.С., искусствовед, методист ОКИРК НМ РТ.