Представляем статью Дыртык-оол Анны Оюновны, которая много лет работала бок о бок с легендарной личностью, в газете «Тувинская правда».
Нет такого тувинца, который не знал бы имя своего великого земляка. Монгуш Борахович известен не только в нашей республике, а далеко за ее пределами: в России и во всем мире.
М.Б. Кенин-Лопсан — человек-легенда, ученый, этнограф, шаман, доктор исторических наук, народный писатель, обладатель множественных наград российского и республиканского уровней, пожизненный президент шаманских обществ Тувы, действительный член Академии наук Нью-Йорка и обладатель звания «Живое сокровище шаманизма».
Анна Оюновна Дыртык-оол так пишет о ее совместной работе с уникальной личностью.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Моя трудовая деятельность в Тувинском республиканском краеведческом музее началась с марта 1982 г. в качестве младшего научного сотрудника научно-просветительного отдела. Тогда директором работал Николай Монзуй-оолович Конгар, а главным хранителем — Апыш Дыртый-ооловна Дамдынчап, моя бывшая учительница в младших классах школы № 2 города Кызыла, одним из первых выпускников которой также является ветеран труда музея Монгуш Борахович Кенин-Лопсан.
Мы, учащиеся школы № 2, знали Монгуша Бораховича как писателя, автора многих стихов и рассказов, изучая его творчество на уроках тувинской литературы. В школьной библиотеке была организована небольшая выставка произведений тувинских поэтов и писателей, где были представлены издания Монгуша Бораховича. Тогда я знала его как автора художественных произведений.
В музее я узнала его как историка, руководителя научного подразделения — заведующего научным подразделением — отделом истории Тувинской Народной Республики.
Новичок в музее обязан был в течение одного месяца пройти испытательный срок — подготовиться к обзорной экскурсии по залам экспозиций. Я начала усердно готовиться, изучила все путеводители о музее и двухтомную «Историю Тувы». Апыш Дыртый-ооловна посоветовала мне быть почаще в качестве слушателя, когда экскурсию проводил Монгуш Борахович. Так я и поступала, незаметно для него стояла в стороне и торопливо записывала его рассказ. А через год я сдавала «экзамен» по проведению тематической экскурсии. Помню, я выбрала зал «Тува во второй половине XVIII — начале XX вв.». После моей экскурсии, которая длилась около часа, я терпеливо выслушала замечания и пожелания моих старших товарищей, а наш ветеран только похвалил меня, отзывался с положительной стороны, мол, давно не было такого интересного рассказа, главное, научно построенного.
Работая в научно-просветительном отделе музея, я часто проводила мероприятия по теме «Великая Отечественная война». Заведующий отделом истории ТНР Монгуш Борахович подсказал мне чаще проводить встречи с тувинскими добровольцами. Мне действительно стала интересна эта тема, и я начала составлять картотеку, собирать все данные о них. Когда я показала нашему ветерану собранные материалы, он, внимательно их изучив, сказал: «Помни, с картотеки начинается вхождение в научный мир». Его слова я запомнила. Это помогло в дальнейшей моей работе по созданию филиала — музея Тувинских добровольцев. В этой работе и моей дальнейшей научной деятельности он стал моим главным научным консультантом. Он мне советовал: «Надо уметь обобщать свою музейную практику».
В 2000 году я закончила аспирантуру в Тувинском государственном университете по специальности «Отечественная история». Написала кандидатскую диссертацию по теме «Становление и развитие музейного дела в Туве». В отзыве от Монгуша Бораховича на мой автореферат есть такие строки: «Исследование исторического опыта Тувинского музея помогает сохранению культурного наследия тувинцев, коренных жителей центра Азии, Республики Тува в составе Российской Федерации. В этом смысле очевидна научная значимость труда А. О. Дыртык-оол».
ВКЛАД М. Б. КЕНИН-ЛОПСАНА В МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО ТУВЫ
Исследуя в своей диссертации проблему музейного дела, я пришла к выводу, что Монгуш Борахович стал новатором в деятельности тувинского музея. С его деятельностью связаны исследовательские работы по тувинскому фольклору и искусству, проведенные в различных районах республики. Так, например, на одном из заседаний Ученого совета был заслушан его отчет о творческой командировке в Кара-Холь Бай-Тайгинского района с целью сбора материалов по устному народному творчеству, в Улуг-Хемский район он ездил собирать материалы о творчестве знаменитого камнереза Монгуша Черзи. Итогом его поездки стало издание в 1976 г. труда «Волшебник», где был дан краткий искусствоведческий анализ творчества народного мастера, богато иллюстрированный фоторепродукциями скульптурных работ резчика, оригиналы которых хранятся в фондах ТРКМ.
В 1985 г. музей достиг больших успехов в экспозиционной работе благодаря М. Б. Кенин-Лопсану. Он к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне разработал тематико-экспозиционный план, по которому была осуществлена полная реэкспозиция зала «Тува в годы Великой Отечественной войны». Позже выставка была удостоена диплома I степени в смотре музеев всей страны.
КЕНИН-ЛОПСАН – СОБИРАТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ТУВЫ
С первых дней в Тувинском краеведческом музее Монгуш Борахович начал пытливо собирать исторические материалы для экспозиций. Вот неполный перечень первых раздобытых им предметов, ставших музейными экспонатами: огниво красного партизана Семена Тойбанаевича Билчира, поступившее в музей в 1966 году; фотонегативы первого директора тувинского музея В. П. Ермолаева, которые были получены после кропотливой с ним переписки; нарукавная повязка члена первого Совета рабочих и солдатских депутатов 1918 г. И. Г. Сафьянова, его самодельный календарь, выполненный в Минусинской тюрьме; буддийские божества приносили краеведу как дар музею; монеты российские от 1897 г. и до 1950-х годов; множество фотографий по истории Тувинской Народной Республики; личные архивы исторических персоналий; личные вещи Героя Советского Союза А. А. Семирацкого — шинель, кубанка, погоны; документы красных партизан и многих тувинских добровольцев; очень ценным является рукописный материал — воспоминания участников кобдинского боя 1911–1913 гг. А как он вывозил из отдаленного Кунгуртуга священные буддийские тома «Ганжура» и «Данжура», всего 18 мешков драгоценных книг, — это уже стало историей и легендой. Об этом знал даже Его святейшество Далай- лама XIV, в дни своего визита в центр Азии специально послал сопровождавших его священнослужителей в музей прикоснуться к редчайшим бесценным святыням.
В 2015 году в музее в честь 90-летия Монгуша Кенин-Лопсана создали выставку «Живое сокровище шаманизма». Сотрудники музея этой экспозицией хотели показать тувинскому обществу и гостям республики всесторонний талант народного писателя Тувы, ученого-этнографа, ученого-историка через его жизненный путь.
Монгуш Борахович — обладатель множества наград и ученых титулов. Это «Почетный гражданин Тувы», золотая грамота «Человек века», «Живое сокровище шаманизма», грамоты «Человек XX века», народного писателя РТ, заслуженного работника культуры РСФСР, диплом почетного гражданина Кызыла, документ о действительном членстве Нью-Йоркской Академии Наук, дипломы кандидата и доктора исторических наук, удостоверения о награждении орденом Дружбы народов и орденом РТ, другие.
Монгуш Борахович — лектор высшего класса, еще в студенческие годы в Ленинградском государственном университете его прозвали Тувинский Цицерон. Он проводил экскурсию первому президенту России Борису Ельцину в 1994 году в стенах тувинского музея.
Монгуш Борахович более 50 лет отдал служению делу сохранения, изучения и пропаганды историко-культурного наследия тувинского народа.
Отдел истории и этнографии