Майны Биче-оол Салчакович – имя, которое вписано золотыми буквами в историю культуры нашего края.

Майны Биче-оол Салчакович – имя, которое вписано золотыми буквами в историю культуры нашего края.

🪷Художник, педагог, альпинист, он сумел соединить в себе страсть к творчеству, любовь к родной земле и талант наставника. Его ученики вспоминают его как человека, который не только открывал перед ними мир искусства, но и прививал любовь к природе, истории и культуре Тувы.»

😇В честь акции благодарности наставникам, посвященной Дню учителя, расскажем о талантливом художнике, педагоге и прекрасном человеке.

💫Биче-оол Салчакович родился 28 июня 1949 года на летнем стойбище скотоводов (чайлаг) в устье реки Маганаты в Бай-Тайгинском районе Республики Тыва. Окончив Шуйскую среднюю общеобразовательную школу в 1966 году, он через год поступил в Кызылское училище искусств на отделение изобразительного искусства, где попал под руководство опытных педагогов-художников — Ивана Чамзоевича Салчака и Веры Никитичны Челышевой. Через два года вынужден был прервать обучение в связи с призывом в армию. После армии продолжил образование в училище уже в классе-мастерской заслуженного художника РСФСР Сергея Кончуковича Ланзы. По окончании училища в 1973 году по распределению попал в родную школу учителем рисования и черчения. А в 1978 году перевелся в Кызыл-Мажалыкскую детскую школу искусств преподавателем рисования.

🏔Туризм

В 1974 году он стал одним из первых членов туристического клуба «Демир-Сал», организованного известным журналистом и альпинистом, лидером Тувинской областной федерации туризма (1974-1980) Яковом Львовичем Кромом, о котором «до сих пор ходят легенды среди бывалых туристов, давно ставших солидными людьми» [1].
С этого времени Биче-оол Майны участвовал практически во всех туриадах и альпиниадах. Многократным покорением Монгун-Тайги и других вершин Тувы выполнил нормативы пешего и горного туризма СССР по участию с первой по пятой категории сложности и по руководству походами первой и второй категории сложности по верховьям рек Шуй с восхождением на Монгун-Хайыракан.
Б.С. Майны – один из двенадцати альпинистов, совершивших под руководством альпиниста, ныне народного писателя Тувы Маадыр-оола Бартыштаановича Ховалыга, в сентябре 1992 года восхождение на Монгун-Тайгу, и водрузивших освященный Его Святейшеством Далай-Ламой ХIV Государственный Флаг Республики Тыва.
В 1977 году он участвовал в туристическом походе под руководством старшего геолога комбината «Туваасбест» Владимира Абросимовича Загвоздкина. Маршрут турпохода являлся третьей категории сложности, начинался с реки Мунгаш-Ак, пролегал через развилины Хан-Дээра, Устуу-Ишкин и Кызыл-Тайгу на 2861 километр.

🪨Петроглифы

С детства большой интерес вызывали петроглифы. Первой книгой на пути к изучению памятников культуры родного края стала монография М.А. Дэвлет «Петроглифы Улуг-Хема». Позже, проходя курсы повышения квалификации в Москве, Б.С. Майны лично познакомился с известным археологом, побывал у нее в гостях. Во время этой встречи Марианна Арташировна показала фотографии петроглифов, которые не вошли в ее монографию, показала, как переводить изображения петроглифов на бумагу, обучила изготовлению эстампажей. На прощание подарила свои книги с автографом. Дружба с М.А. Дэвлет продолжалась долгие годы, они постоянно переписывались, по просьбе Марианны Арташировны Биче-оол Салчакович отправлял ей эстампажи не исследованных петроглифов горы Бижиктиг-Хая.
В своей педагогической деятельности Биче-оол Салчакович часто применял свой туристско-краеведческий опыт, водил своих учеников в познавательные туристические походы к памятникам природы, истории и культуры кожууна. Прививал не только эстетическое чувство, но и любовь к родному краю, четко осознавая, что краеведение – лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.

💎Камнерезное искусство

С 1980 года Майны стал преподавать камнерезное искусство. Его ученики неоднократно становились лауреатами Всесоюзного конкурса рисунков от журнала «Юный художник», участвовали на выставке «Народные традиции в творчестве детей Сибири и Дальнего Востока», организованной Государственным музеем этнографии народов СССР в Ленинграде (ныне – Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге) в 1988 году.
Творчество камнереза Б.С. Майны получило искусствоведческий анализ в статье А.С. Хертека «Биче-оол Салчакович Майны. К 60-летию со дня рождения» [2]. Как пишет Александр Сагдыевич: «Первые уроки и навыки резьбы по камню (чонар-даш) он получил еще в студенческие годы у известных мастеров народного искусства, таких как Д. Дойбухаа и О. Ойдуп. <…> Его работы выполнены в основном в анималистическом жанре, включая диких и домашних животных <…> Моделировка их фигур передана просто, без излишней детализации, анатомически правильно, но с ярко выраженной монументальностью. Его камнерезные произведения по композиционному строю непритязательны, просты по подбору образов, но вместе с тем, они впечатляют эпической мощью и красотой моделировки» [3]. Б.С. Майны – член Союза художников Российской Федерации с 1995 года.

🏛Музейное дело

В 1995 годах в местечке Сары-Даш близ села Дон-Терезин закрытое акционерное общество «Тувалитос» приступило к разработке Эдегейского месторождения яшмовидного роговика каратулита или черной яшмы (кара-хаш – тув.), открытого геологом А.А. Науменко и его отцом.
Узнав о том, что там есть наскальные рисунки, Б.С. Майны вместе с редактором газеты «Хемчиктиң сылдызы» («Звезда Хемчика») Алексеем Сарыгларовичем Бегзин-оолом незамедлительно поехали в Дон-Терезин для их осмотра. Пораженный творением древних художников, он организовал знакомство с петроглифами археолога Тувинского республиканского краеведческого музея (ныне Национального музея РТ) Владимира Тораштаевича Монгуша и фотографа Юрия Алексеевича Косарькова, а также и их встречу с геологами с участием корреспондентов Тувинского телевидения. Поднял вопрос о сохранении наскальных рисунков перед местными органами власти, обратился в Министерство культуры республики, написал статью о судьбе петроглифов Сары-Даша в газету «Шын» [4]. Елена Владимировна Кара-Сал, заместитель министра культуры Республики Тыва на тот период, направила к нему российских археологов Владимира Анатольевича Семенова и Марину Евгеньевну Килуновскую, работавших в то время в Улуг-Хеме. В результате исследований, проведенных учеными со своими коллегами и студентами, было выявлено около 190 наскальных рисунков, датируемых скифским временем и ранним средневековьем [5]. Часть уникальных памятников при содействии руководства разреза была вывезена с карьера в Дом культуры с. Кызыл-Мажалык.
Так, по инициативе Биче-оола Салчаковича, 18 декабря 1995 года был открыт Кызыл-Мажалыкский историко-археологический музей – филиал Национального музея Республики Тыва. Наскальные рисунки Сары-Даша стали основой экспозиции музея. С 1996 по 2016 годы Б.С. Майны преподавательскую деятельность совмещал с работой заведующего Кызыл-Мажалыкским историко-археологическим музеем.
За время работы в музее им были организованы многочисленные мероприятия и выставки, направленные на расширение знаний о своем крае у подрастающего поколения, проводились уроки для школьников в целях реализации регионального образовательного компонента, экскурсионные туры на Шивээлиг-Даг, петроглифы Сары-Даша, к буддийским надписям и петроглифам Бижиктиг-Хая, Кижи-кожээ и Уттуг-Хая.

В 2008 г. он разработал проект по сохранению памятников истории и культуры в Барун-Хемчикском кожууне и защитил по нему Грант Председателя Правительства Республики Тыва. По итогам проекта был сооружен навес, ограждающий кижи-кожээ, известный в народе как стела Чингис-Хана, памятник VI-VIII вв. на территории сумона Бижиктиг-Хая Барун-Хемчикского кожууна.
За вклад в сохранение культурного наследия Тувы в 1999 году Б.С. Майны удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Республики Тыва». Он отмечен и другими наградами, характеризующими его деятельность. За плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей, успехи в педагогической деятельности награжден Почетными грамотами Министерства культуры СССР (1984), РСФСР (1988). За плодотворную работу по пропаганде среди детей украинского города Ровно рисунков тувинских детей, посвященных 40-летию Победы и 40-летию Советской Тувы, награжден Почетной грамотой Ровенского областного управления культуры Украинской ССР (1984). За сохранение культурного наследия отмечен нагрудным знаком Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (2012). Обладатель нагрудного знака «Победитель соцсоревнования – 1977».