Экспонируется уникальный артефакт — бронзовая бляха в виде свернувшегося хищника из кургана Аржаан

Экспонируется уникальный артефакт — бронзовая бляха в виде свернувшегося хищника из кургана Аржаан

24 октября текущего года в г. Красноярске в Музейном центре «Площадь мира» открылась выставка «Сны Сибири», посвященная историко-культурному наследию народов Сибири и Дальнего Востока, организованная Фондом развития науки и культуры «Таволга» при поддержке Министерства культуры РФ.  В данной выставке из нашей республики экспонируется один из уникальнейших артефактов Национального музея Республики Тыва – бронзовая бляха в виде свернувшегося хищника из кургана Аржаан-1. Выставка работает с 24 октября по 12 января 2025 года.

Знаменитая бронзовая бляха в виде свернувшегося хищника была найдена в погребально-поминальном комплексе Аржан-1. Это один из самых ранних курганов скифо-сибирского мира, он является эталонным памятником предскифской эпохи. Аржан-1 был раскопан в 1971-1974 годах совместной экспедицией Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и Тувинского научно‑исследовательского института (руководители ‑ М.П. Грязнов и М.Х. Маннай-оол). Курган датируется к концу IX — началу VIII вв. до н.э.

Контекст обнаружения бронзовой бляхи диаметром 25 см не совсем ясен. Она была найдена рядом с центральным срубом и, возможно, являлась нагрудным украшением царского коня. Предположительно, сакральные функции предмета связаны с упряжью коня. При первом взгляде на бронзовое изделие становится ясно, что оно не только вписывается в круг, но и логика организации внутренних элементов связана с идеальными окружностями. Окружность в древнем искусстве была сакральным символом, основным структурным элементом бытия, она несет в себе концепцию законченности и гармоничности. Поза зверя из кургана Аржан-1 удивительна и необычна, в ней заложена внутренняя энергия и сила, готовность в любой момент совершить атакующий прыжок. Но сама композиционная схема уравновешена и предполагает статичность. В ней сочетаются замкнутое построение фигуры и динамизм образа. В формообразовании этой кольцевой композиции участвуют не только и не столько концентрические окружности, сколько спирали. Свернутая пружина – элементарный, но очень наглядный пример положения неустойчивого равновесия, временного состояния, полного скрытой, но готовой мгновенно проявиться динамики. Так можно охарактеризовать и позу хищника: внутреннее напряженное состояние, временное и обычно ему несвойственное, при котором в любой момент может реализоваться скрытая в нем энергия. Бронзовая бляха, в виде свернувшегося кольцом хищника кошачьей породы, представляет собой три схематичных круга. Первый круг-внешний, образован спиной и головой хищника. Задняя часть туловища, обращена к оскаленной пасти. Это признак защиты, готовности обороняться и нападать. Второй полукруг образован грудной и брюшной частями пантеры, и она защищена третьим кругом-лапами с выпущенными когтями. Бронзовая бляха в виде свернувшейся пантеры считается самым ранним из известных образцов скифского звериного стиля. Статичная фигура, застывшая в вечном движении, является символом силы и мощи, образа вечного движения, олицетворяющий вечный процесс перерождения бытия.

Бляха в виде пантеры выполнен из оловянистой бронзы. То есть, основным типом сплава является мышьяковистая медь, а оловянистая бронза используется для изготовления, в первую очередь, украшений и кинжалов.

«Сны Сибири» – уникальный проект, который рассказывает о регионе через археологию, современное искусство и передовые технологии.

Гостям представят артефакты и редкие археологические находки из 13 музеев страны, в том числе из Национального музея Республики Тыва. Некоторым из них около 9 тысяч лет. Атмосферу и таинственность самобытной Сибири передает загадочный приглушенный свет в залах и медитативная музыка, написанная специально под экспозицию.

Для реализации выставочного проекта «Сны Сибири» внес значительный вклад Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, передавая бронзовую бляху, в виде свернувшегося хищника из кургана кургана Аржаан-1. Также, для транспортировки и передачи музейного экспоната в г. Красноярск принимали участие Операционный отдел направления логистики культурных ценностей ООО «Файнарт ЕСИ» (упаковщики Токарев В.К., Кузнецов К.В.) и сотрудники Национального музея Республикии Тыва (главный хранитель Ховалыг Р.Б., специалист учета и хранения фондов Дамба А.В., хранители Бырыннай С.Л. и Сат С.В).

Выставку организовал Фонд развития науки и культуры «Таволга». Впервые в России масштабный проект, организованный Фондом развития науки и культуры «Таволга», объединит археологию, современное искусство и передовые экспозиционные технологии, чтобы представить яркую картину древней истории и многообразие культуры регионов, расположенных по пути следования крупнейшей железной дороги в мире – Транссибирской магистрали.

Выставка задумана как иммерсивная и инклюзивная: экспозиция оснащена тактильными моделями, звуковыми и визуальными эффектами, этикетками со шрифтом Брайля и многим другим, что поможет посетителям, в том числе с инвалидностью, глубже погрузиться в контекст.

Материал подготовила хранитель фонда «Археология» Сат С.В.