В альбоме-каталоге «Камнерезное искусство Тувы. Основоположники» будет представлено имя прославленного камнереза, члена Союза Художников РСФСР, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина Байынды Байыра Сарыговича (1921-1980). Отметим, что данный проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Байыр Сарыгович Байынды родился 1 мая 1921 года в местечке Ак-Хем Даа хошуна(ныне Чаа-Хольский кожуун (район) Урянхайского края в семье скотовода-охотника.
С малых лет он наблюдал как дед, бабушка и другие одаренные земляки вырезают игрушки и шахматы из коры дерева, занимаются тиснением кожи, чеканят металлы, расписывают мебель и изготавливают музыкальные инструменты, он тоже начал создавать небольшие фигурки животных, сначала из дерева, потом уже из камня. С 1936 года юный Байынды начал работать в промартели, где изготавливались народно-промысловые изделия для нужд трудящихся Тувы.
Главным учителем и наставником Байыра Сарыговича стал его земляк Монгуш Черзи (1900-1969). Под чутким руководством мастера Байынды в совершенстве овладел камнерезным искусством. В 1965 году Б. Байынды был принят в Союз художников СССР.
В альбоме-каталоге представлены работы мастера из агальматолита. Теперь вашему вниманию представим работу из дерева, выполненную в 1965 году.
Скульптурная композиция «Схватка» представляет собой вырезанный из сосны образы двух жеребцов. В композиционном построении фигурки расположены фронтально.
Сюжетная трактовка композиции: жеребец постарше, встав на дыбы, внезапно напал на молодого жеребца, который успевает ударить ногами оппонента в грудь и в спешке пытается удрать от противника. Фигурки жеребцов мастером переданы в реалистической интерпретации. Анатомические особенности строения тел, передача повадок (агрессивность в период гона) жеребцов переданы мастером пластической и художественной достоверностью. Стилизация использована скульптором только в изображении грив и хвостов животных, которые переданы через вертикальные и горизонтальные линии-врезки.
Подставка скульптурной композиции декорирована тувинскими орнаментальными мотивами. Весь периметр подставки украшен орнаментом «чиирбей», представляющим растительный орнамент, и отсылающим к мотиву растущей зеленой растительности, символизирующим молодость и плодородие. На поверхности подставки резаком вырезаны многочисленные неглубокие ямочки.
Скульптурная композиция «Схватка» члена Союза Художников СССР отличается высоким художественным уровнем. Подставка и фигурка взрослого жеребца при детальном рассмотрении являются единой цельной работой, так как выполнены из одного корня. Второй молодой жеребец сделан мастером отдельно и поставлен перед взрослым жеребцом с точным расчетом, чтоб его задние конечности касались груди другого жеребца. При этом передние ноги молодого жеребца приклеены клеем к подставке.
В-частности, в данной работе и в других произведениях мастера можно отметить статичность композиции даже при показе динамического сюжета, которая показывает влияние традиционной деревянной игрушки.
Хулер Жанна Эдуардовна