АГАЛЬМАТОЛИТ И СЕРПЕНТИНИТ – ГЛАВНЫЕ ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ В СКУЛЬПТУРЕ МАЛОЙ ФОРМЫ
При изучении камнерезного искусства Тувы первостепенно разговор заходит о мастерах-камнерезах, об истории развития мелкой пластики, о роли и значении чонар-даш в тувинском изобразительном искусстве. И обычно мало кто обращает внимание на саму камень – агальматолит и серпентинит – без которого невозможно представить само камнерезное искусство. В выходящем на свет альбоме-каталоге «Камнерезное искусство Тувы. Основоположники» в предисловии сделан особый акцент на свойствах и качестве тувинского агальматолита и серпентинита. Отметим, что проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Агальматолит (чонар-даш) – непрозрачная разновидность минерала пирофиллита, относящегося к поделочным камням. Твердость варьируется от 1,5 до 3,5 по шкале Мооса, в зависимости от слагающих минералов и примесей. В Туве месторождение агальматолита располагается на западе, в Бай-Тайгинском кожууне, на вершине горы Сарыг-Хая. Агальматолит залегает линзами протяжённостью 100–150 метров. Минеральный состав тувинских агальматолитов слагается в основном не пирофиллитом, как это проявляется в других его месторождениях, а диккитом – минералом, содержащим больше глинозёма.
Вторым по популярности поделочным камнем для тувинских камнерезов является серпентинит, который тувинцы называют кара-даш, что переводится как «черный камень». В Туве его залежи находятся вблизи местечек Алдын-Булак, Шеттиг-Арга, вблизи поселка Ак-Дуруг и в местечке Ала-Буга на сопке Аргалыкты вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь и имеет гладкую на ощупь поверхность. Некоторые серпентиниты бывают пятнистыми, в их окраске чередуются зеленые и белые пятна, причем белый цвет обусловлен присутствием ветвящихся прожилок кальцита или доломита. Твердость по шкале Мооса от 2,5 до 4, в зависимости от количества присутствующего более мягкого, чем серпентинит, талька или более твердых минералов, в частности, амфиболов. В обработке кара-даш чуть капризнее, чем агальматолит, и требует от мастера особой сноровки и твердости руки. Неопытному камнерезу из-за пористости и особой текстуры камня нужно время, чтобы привыкнуть к материалу. В скульптуре малой формы признанным камнерезом в совершенстве овладевшим серпентинитом был Черзи Монгуш.
Фото 1. Необработанный агальматолит.
Фото 2. Сарыг-Хая – месторождение чонар-даша. Фото А.С. Хертека.
Фото 3. Необработанный серпентинит
Фото 4. Месторождение серпентинита в Арыг-Узуу. Фото М. В. Балчый-оола.
Напомним, проект по подготовке и изданию альбома-каталога «Камнерезное искусство Тувы. Основоположники» реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».