М.Б. Кенин-Лопсан про солнце

М.Б. Кенин-Лопсан про солнце

Особенности традиционной культуры современных тувинцев многие годы собирал и зафиксировал известный ученый, этнограф, шамановед Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. Среди его собраний есть интересные сведения и сообщения, мифы и легенды, связанные с солнцем.

Обряд поклонения и разбрызгивания девятиглазкой утреннего сваренного молочного чая солнцу, небу был распространенным среди населения Тувы до начала XX в. По сообщению Монгуша Корген-оола Чалчыковича, информанта М.Б. Кенин-Лопсана, говорится, что его бабушка вставала раньше восхода солнца. Когда рассвет еще только начинался, бабушка сварила чай и, сразу же налив его в деревянное ведро, брала в руки тос-карак – девятиглазку и разбрызгивала свежий чай сначала в огонь, потом, выходя из юрты, обращалась к солнцу, принося в жертву чай. Она тихо говорила молитвенные слова в ритм разбрызгивая чай девятиглазкой:

Благодарю, огонь-бог, ведь ты божество.

Благодарю, солнце-мать, ведь ты божество.

М.Б. Кенин-Лопсан считает, что древние тувинцы с почтением считали огонь богом, а солнце – матерью. Солнце и мать имеют одинаковую силу для жизни, и потому люди стали говорить, что солнце – мать. Для людей преклонного возраста в местности Кара-Холь и поныне солнце – это мать [Кенин-Лопсан, 2002 : 17].

Булут аразындан хүн караа чылыг,

Улус аразындан ие караа чымчак.

Среди облаков луч солнца светлый,

Среди людей взгляд матери теплый.

По сведениям Монгуш Уйнук-оола Баазановича, на территории Улуг-Хемского района, на вершине горы Тайга-Буура проводил обряд моления солнцу шаман с белой бородой. Так как близко к солнцу поднималась это гора.  Его пригласили род Монгуш Уйнук-оола. Как вспоминает Уйнук-оол, в то лето стоял сильный зной, трава, хлеб и лес выгорел. Речки высохли до дна. После того как провели моление солнцу, в течение нескольких дней шли дожди [Кенин-Лопсан, 2002 : 298].

Как отмечает М.Б. Кенин-Лопсан, молитва солнцу – на первом месте среди девяти молитв тувинцев. Поэтому тувинцы каждое утро обращались к солнцу с молитвой и разбрызгивали из пиалы чай с молоком. Такая ежедневная утренняя молитва, считалась священным законом, и никто не смел его нарушать:

Ясное Золотое Солнце наше

Восходит на вершине Алтай-Тайги.

Освящай мой белый путь, Солнце мое!

Подари мне белый путь, Солнце мое!

Пусть будет богатый урожай ячменя,

Пусть будет нам радость, Солнце мое!

Пусть будет обилие молочных продуктов у нас,

Пусть никогда не будет голода и нищеты

На земле, которую Золотое Солнце освещает!

[Кенин-Лопсан, 2006 : 63].

Литература:

  1. Кенин-Лопсан, М.Б. (2002) Мифы тувинских шаманов. Кызыл.: «Новости Тувы». 544 с.
  2. Кенин-Лопсан, М.Б. (2006) Традиционная культура тувинцев. Кызыл.: Тувинское книжное издательство. 232 с.

Подготовила Монгуш Ч.А-С.